Отчет о результатах самообследования муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Ромашковская средняя школа» Палласовского муниципального района Волгоградской области за 2022 год Аналитическая часть I. Общие сведения об образовательной организации Наименование образовательной Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение организации «Ромашковская средняя школа» Палласовского муниципального района Волгоградской области Руководитель Шулакова Аэлита Гарифуллаевна Адрес организации 404234, п. Ромашки, ул. Уриха, 55, Палласовского района Волгоградской области Тел. (84492) 59-2-19 romashkischool@mail.ru отдел образования администрации Палласовского муниципального района Волгоградской области 01.09.1991 г. рег.№ 734 от 23.11.2015 г. рег.№ 527 от 15.12.2015 г., срок её действия до 19.05.2027 г. Телефон, факс Адрес электронной почты Учредитель Дата создания Лицензия Свидетельство о государственной аккредитации Основным видом деятельности школы является реализация общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. II. Система управления организацией Управление осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления. Контролирует работу и обеспечивает эффективное взаимодействие структурных подразделений организации, утверждает штатное расписание, отчетные документы организации, осуществляет общее руководство Школой директор школы. Формами самоуправления школы являются управляющий, педагогический и методический советы, общешкольное родительское собрание, общее собрание трудового коллектива, родительский комитет и Школьная Дума. Высшим органом самоуправления является Управляющий совет школы. Управляющий совет принимает Устав школы, изменения и дополнения в него; образовательную программу и Программу развития учреждения, а также иные ведущие документы; заслушивает отчеты директора, Родительского комитета, органов ученического самоуправления; рассматривает вопросы об укреплении и развитии материально-технической базы школы; создает при необходимости комиссии, советы по разным направлениям работы школы и устанавливает их полномочия, контролирует выполнения решений других органов коллегиального управления. Главными задачами Педагогического Совета являются реализация государственной политики в сфере образования; организация деятельности педагогического коллектива Учреждения по совершенствованию методов обучения и воспитания, использованию образовательных технологий, электронного обучения; разработка содержания работы по общей методической теме Учреждения; внедрение в практическую деятельность педагогических работников достижений педагогической науки и передового педагогического опыта; решение иных задачи в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации. В целях совершенствования методического и профессионального мастерства и для решения уставных целей и задач в школе создан Методический совет, который координирует работу школьных (предметных) методических объединений (ШМО), творческих и временных проблемных групп. В школе существуют следующие предметные методические объединения: ШМО учителей начальных классов ШМО учителей русского и иностранного языков ШМО областей естественно-математического цикла ШМО учителей технологии, ИЗО, музыки, физкультуры ШМО классных руководителей Родительские комитеты (школьный и классные) действуют в целях установления единства воспитательного влияния на обучающихся педагогического коллектива и семьи. С целью реализации прав обучающихся и по их инициативе созданы органы ученического самоуправления. Высшим органом ученического самоуправления является Школьная Дума. Дума формирует и вносит предложения по организации учебной, внеклассной и внешкольной работы на педагогический совет; руководит органами самоуправления в классах; способствует выполнению всеми обучающимися правил поведения обучающихся. III. Оценка образовательной деятельности Образовательная деятельность в школе организуется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования, СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», основными образовательными программами по уровням, включая учебные планы, годовые календарные графики, расписанием занятий. Учебный план 1–4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования (реализация ФГОС НОО), 5–9 классов – на 5-летний нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования (реализация ФГОС ООО), 10–11 классов – на 2-летний нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего образования. Воспитательная работа в школе осуществляется на основании Рабочей программы воспитания, плана воспитательной работы школы на учебный год, планов воспитательной работы классных руководителей, программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы, программы по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних МКОУ «Ромашковская СШ», программы по профориентации обучающихся. Перспективной целью является воспитание всесторонне развитой личности, умеющей преодолевать трудности и адаптироваться в современном мире. Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по направлениям, каждое из которых основано на определенной системе базовых национальных ценностей. В рамках направления «Я и здоровье» в школе проведены мероприятия на сохранение и укрепление здоровья школьников. Эта работа проводилась в течение всего учебного года. Традиционные оздоровительные мероприятия – это утренние зарядки, работа пришкольного оздоровительного лагеря, встречи учащихся с медицинскими работниками в рамках профилактики здорового образа жизни обучающихся, Всероссийской недели иммунизации, тематические классные часы. 3 сентября были проведены мероприятия в рамках Дня здоровья. С целью приобщения учащихся к здоровому образу жизни была проведена общешкольная утренняя гимнастика во дворе школы, физминутки на воздухе, подвижные игры. В этот день для учащихся 3 и 4 классов был организован конкурс рисунков, прошли беседы для ребят средней и старшей школы. В школе постоянно работают секции по волейболу, баскетболу и футболу. Ребята с большим желанием посещают их. Большое значение в направлении «Я и здоровье» отводится профилактической работе. В течение года в соответствии с планом профилактических мероприятий была организована работа в данном направлении. В рамках месячника по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения прошли следующие мероприятия: тестирование обучающихся на предмет выявления группы риска по потреблению наркотических средств и психотропных веществ; в начальных классах прошли классные часы по темам: «Не привыкайте к плохому», «Мир без вредных привычек», «Мы выбираем здоровье»; состоялась встреча с медработником «Береги здоровье!» в 3 классе. В 5 классе прошёл час социального педагога «Учись говорить «НЕТ», а в 6 и 7 классах – беседы «Подросткам о наркотиках», «Научись говорить «Нет». В 8 классе – классный час «Наркотики. Оружие самоистребления»; 9 класс – беседа «Вся правда о наркотиках»; в 10-11 классах – беседа «Табак и болезни сердца», 29 апреля прошла встреча с мед. работником на тему «Береги здоровье!» (проблемы полового воспитания обучающихся). Приняли участие во Всероссийской акции «Стоп ВИЧ/СПИД». В рамках Всероссийской операции «Дети России — 2021» в целях профилактики наркомании и наркозависимости были проведены классные часы, беседы, акции в 5-11 классах. Например, классный час в 5 классе «Опасная принцесса — Марихуана», «О вредных привычках» в 6-м. Этой теме были посвящены родительские собрания: «Как научиться понимать и принимать», «Разговор на трудную тему: профилактика вредных привычек у младших школьников», «За здоровый образ жизни»; «Наркотики: как от них уберечься?» Для родителей были созданы памятки и даны рекомендации. В целях профилактики ДДТТ проведены следующие мероприятия: «Безопасный маршрут» 1-4 кл., творческий конкурс по ПДД «В гостях у светофора» в 5 кл., игра-беседа: «Знаки и сигналы в пути» - 6 кл. с каждым обучающимся проведён инструктаж по ПДД, разработаны и утверждены индивидуальные маршрутные листы для учащихся начальных классов; в каждом кабинете и в рекреации начальных классов созданы уголки безопасности; на родительских собраниях донесена информация о требованиях законодательства РФ содержания, воспитания детей и возможных уголовно-правовых последствий в случае неисполнения родительских обязанностей (исключение возможности самостоятельного передвижения детей до 10 лет на проезжей части дороги без сопровождения взрослого лица). В районном конкурсе рисунков «Безопасность дорожного движения» стала призером ученица 7 класса Амирова Д. С 21 по 25 сентября 2021 г. состоялась неделя безопасности дорожного движения, в рамках которой прошли следующие мероприятия: беседа «Соблюдая ПДД, не окажешься в беде» во 2 кл., викторина «Дорожная азбука» - 3 кл., познавательная игра: «Правила дорожные знать каждому положено», Безопасный маршрут «Дом – школа – дом», игра «Пешеход» в 4 классе, беседа «Соблюдаем ПДД» в 5 классе, практикум «Дорожные знаки» для 6 кл., информационный час «Осторожно! Дорога!» для 8 класса, конкурс знатоков ПДД «Умный пешеход» в старших классах. В течение года приняли участие во Всероссийских мероприятиях по ПДД: Урок цифры «Беспилотный транспорт», «Единый день безопасности дорожного движения», «минутки безопасности» в образовательных организациях, олимпиада «Безопасные дороги» Кроме физических опасностей для человека, нужно не забывать о психологических «виртуальных» заболеваниях. Для профилактики неправильного использования информационных технологий и пользования сетью Интернет среди учащихся были организованы уроки Цифры, на которых учащиеся узнали о правильных способах поведения в различных сетевых ситуациях, познакомились с понятиями кибербуллинг и с какими опасностями можно столкнуться в интернете, а также какими могут быть последствия и почему не стоит самому принимать участие в травле в интернете. Познакомились с такой угрозой, как фишинг, и как от неё уберечься и что делать, если всё-таки попался на удочку мошенников. Узнали, в чём опасность личных встреч с интернет-друзьями, которых никогда не видел в реальной жизни, и почему не стоит слишком активно делиться в сети информацией о своей личной жизни. До 1 декабря учащиеся 1- 11 классов приняли участие в мероприятиях, входящих в Единый урок по безопасности в сети «Интернет» (www.Единыйурок.РФ), в том числе в VIII международном квесте (онлайн-конкурсе) по цифровой грамотности «Сетевичок» (www.Сетевичок.рф). Также прошли классные часы, видеоуроки, посвященные данной теме. Направление «Я - гражданин» включает в себя задачи по воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека, социальной ответственности и компетентности. В начале сентября в школе прошла линейка Памяти, посвящённая Дню солидарности в борьбе с терроризмом и трагическими событиями в Беслане в 2004 году. Проводились традиционные уроки Мужества, посвящённые памятной дате «Дню героев Отечества». Отряд Юнармейцев принял участие в районном интеллектуальном марафоне, приуроченном Дню героев Отечества. Изучению прав и обязанностей обучающихся уделяется особое внимание в школе. В рамках Дня правовой помощи в классах проводятся классные часы, беседы, игры, турниры. Так, например, в 7 классе прошло мероприятие в форме круглого стола «Права ребенка», на котором ребята показали знания законов, своих прав и обязанностей. На уроках обществознания и на классных часах учителями и классными руководителями были организованы беседы, направленные на изучение конституции РФ. В декабре 2021 года прошли мероприятия, приуроченные ко Дню Героев Отечества: урок ОРКСЭ в 4 классе по теме «Маленькие герои большой войны»; классные часы в 1-8 кл. «Пионеры — герои», «Их подвиг живет в веках…»; линейка памяти «День Героев Отечества»; интеллектуальный квест «Сильная героями Россия», организованный центром «Ориентир». В 2021- 2022 учебном году уделялось большое внимание мероприятиям военно-патриотической направленности - Линейка Памяти «Сталинградская битва», Уроки мужества, посвященные Сталинградской битве, Митинг у памятника, экскурсия в школьную комнату-музей «Герои войны», классные часы, посвященные Дню вывода советских войск из Афганистана. Ученики 9-го класса приняли участие в районной акции «Чёрный тюльпан». Был проведён Всероссийский урок «Защитники мира» в 6-11 классах. Традиционной стала линейка, посвященная Дню воссоединения Крыма с Россией. В рамках всемирного Дня здоровья в школе прошли мероприятия, способствующие укреплению здоровья детей, интереса к спорту и физической культуре. Это были соревнования по легкой атлетике, игры по волейболу и баскетболу, «Весёлые старты» и др. В мае команда ребят под руководством учителя ОБЖ Имашева Г.С. приняла участие в районной игре «Орлёнок». В отдельных номинациях ребята заняли призовые места. Мероприятия, посвящённые празднованию 79 –ой годовщине разгрома советскими войсками немецкофашистских войск в Сталинградской битве, были проведены соответственно разработанному плану. В классах прошли уроки мужества, классные часы. Этой дате было посвящено совместное мероприятие сельского ДК и школы «Россия, Русь, храни, тебя, храни!». Фестиваль военной песни проходит ежегодно на сцене ДК: обучающиеся 1-11 классов исполняли песни о войне. Активно участвовали в акции «Обелиски Памяти», в международной акции «Тест по истории Великой Отечественной войны», . Учениками школы была организована уборка у памятников солдатам. В районном конкурсе «Виктория», посвященном 77-й годовщине Победы в ВО войне, 79-й годовщине разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве, призовое место заняла Ульева Е., ученица 8 класса. В классах прошли Уроки Победы. Мероприятия, направленные на профилактику правонарушений среди подростков проводились согласно совместному комплексному плану ПДН МВД России «Палласовский» и плану мероприятий по профилактике. Учителем истории и обществознания Шуюнышевой С.С. в урочное время проводились беседы по ознакомлению учащихся с уголовной ответственностью несовершеннолетних. С 1 по 30 апреля прошёл месячник по профилактике правонарушений и безнадзорности среди обучающихся МКОУ «Ромашковская СШ». С обучающимися проводились разъяснительные беседы на темы: права и обязанности человека и гражданина, соблюдение законодательства РФ, ответственность за совершение противоправных деяний. Классные руководители посещали семьи детей «группы риска». Подростки, состоящие на учете в КДН и ЗП и в ПДН, дети «группы риска» посещали факультативы по предметам, кружки и спортивные секции. С целью оказания психолого-педагогической и иной помощи детям работает школьная служба примирения. Педагоги проводят беседы, с обучающимся, имеющими отклонения в поведении, неуспевающими по предметам. В школе действует Совет профилактики безнадзорности, преступлений, правонарушений, употребления ПАВ и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних. Заседания Совета профилактики проводятся по плану работы. Осуществляется активное вовлечение учащихся школы в различные формы общественно-полезной деятельности: субботники, дни здоровья, акции (помощь ветеранам труда, пожилым людям; «Стоп ВИЧ/СПИД, «Посади «Дерево добрых слов» и др.). В целях профилактики правонарушений и безнадзорности среди обучающихся МКОУ «Ромашковская СШ» организует встречи с участковым ОУУП ОМВД России по Палласовскому району – капитаном Искариновым Э.Е, старшим инспектором ПДН ОУУП и ПДН МО МВД России по Палласовскому - майором полиции Шакировой Н.А. В части профилактики суицидального поведения, формирования репродуктивного здоровья проводятся беседы «Береги здоровье!» (проблемы полового воспитания обучающихся) с участием фельдшера ФАП п. Ромашки Курмангалиевой З.Р. Была проведена разъяснительная работа с обучающимися по предупреждению экстремизма с участием представителей правоохранительных органов; проведены инструктажи по правилам поведения при угрозе теракта, возможных последствий в результате террористических актов для 1-11 классов. Направление «Я и культура» воспитывает у обучающихся чувство прекрасного, навыки культурного поведения в жизни, культуру этикета, любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям. Примером духовного развития учащихся стали классные часы: «В гостях у Чайковского», прошедший 30 апреля в 6 классе (он был посвящён XVI Международному конкурсу имени П.И.Чайковского), в 5 классе заочное путешествие по залам Третьяковской галереи. С целью воспитания у подростков бережного и чуткого отношения к пожилым людям, своим бабушкам и дедушкам проводились акции «Милосердие», готовились концертные программы ко Дню пожилых людей. С особым отношением ребята относятся ко дню Учителя: дарят открытки, пишут поздравления, участвуют в концерте. Ежегодно проходит «Осенний бал». Правильному взаимодействию друг с другом учатся ребята в ходе бесед о правилах поведения, игр «Этикет нам очень нужен». Важным является направление «Я и труд». Трудовое воспитание составляет фундамент творческой активности и результативности в учебной деятельности, в гражданском и нравственном становлении личности. Учащиеся привлекаются к общественно значимым делам: это дежурство в классах и по школе, участие в субботниках по благоустройству школы и пришкольной территории. Важным направлением трудового воспитания является профориентационная работа. На протяжении учебного года обучающиеся 7 – 11 классов были участниками Всероссийских открытых уроков «Проектория». В каждом классе в этом направлении проходили классные часы, беседы, игры и викторины – «Самые отважные профессии», «Мастер своего дела», «В мире профессий». А также обучающиеся 8-11 класса приняли активное участие в реализации проекта «Билет в будущее». Становлению экологического мышления учащихся, то есть умению понимать и оценивать взаимоотношения человека и природы; творческому общению с природой; осознанию смысла жизни человека, собственных целей и стремлений способствует направление «Я и природа». «Жить с природой в мире» - вот главная идея мероприятий: ярмарка «Дары осени», акции: «Чистота спасет мир», «Скворечник», экологические забеги, викторина «Легенды о цветах», конкурсы рисунков, художественного чтения. В Ромашковской школе работали 9 кружков по направлениям: общеинтеллектуальное, спортивнооздоровительное. Перспективной целью воспитательной работы в МКОУ «Ромашковская СШ» является воспитание всесторонне развитой личности, умеющей преодолевать трудности и адаптироваться в современном мире. Воспитательная работа в школе осуществлялась через детское объединение «Ровесник». Работу с классными коллективами осуществляют классные руководители, поэтому организуют работу классных коллективов, используя различные формы и методы. Работа методического объединения классных руководителей направлена на повышение профессионализма и мастерства, обмен опытом. IV. Содержание и качество подготовки Статистика показателей за 2019–2022 годы № п/п Параметры статистики 1 Количество детей, обучавшихся на конец учебного года, в том числе: – начальная школа – основная школа – средняя школа 2 Количество учеников, оставленных на повторное обучение: – начальная школа – основная школа – средняя школа 3 Не получили аттестата: 2019-2020 учебный год 174 2020-2021 учебный год 160 2021-2022 учебный год 149 92 71 11 60 90 10 52 93 4 - 2 - 0 0 0 – об основном общем образовании 0 0 0 – среднем общем образовании 0 0 1 4 Окончили школу с аттестатом особого образца: – в основной школе – средней школе 2 1 2 0 1 0 Профильного и углубленного обучения в школе нет. С 2011 года школа постепенно осваивала новые образовательные стандарты. Успешно завершен переход на ФГОС второго поколения в средней школе. В следующем учебном году уже по ФГОС третьего поколения приступят к обучению учащиеся 1-5 классов. В 2021-2022 учебном году педагогический коллектив МКОУ «Ромашковская СШ» продолжил работу над методической темой «Совершенствование уровня педагогического мастерства учителя, его эрудиции, компетентности в области учебного предмета и методики его преподавания; освоение новых технологий, направленных на обеспечение самораскрытия, самореализации учащихся на учебных и внеклассных занятиях; реализация ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО». Цель: создание условий для непрерывного развития учительского потенциала, повышения уровня профессионального мастерства и профессиональной компетенции педагогов как фактора повышения качества образования в условиях реализации новых образовательных стандартов На 2021-2022 учебный год были поставлены следующие задачи. 1. Создать условия для реализации основных положений федеральных проектов национального проекта «Образование. 2. Обеспечить условия для профессионального совершенствования педагогов и реализации их педагогического потенциала и мастерства. 3. Совершенствовать систему мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов. 4. Повысить эффективность работы методических объединений через осуществление самоанализа всех видов педагогической деятельности. 5. Совершенствовать учебно-методическое и информационно-техническое обеспечение образовательной деятельности с учётом современных тенденций развития образования. Методическая работа школы в 2021-2022 учебном году была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу школы и учебновоспитательный процесс. Из 149 обучающихся 1-11 классов на «отлично» закончило 20 учащихся; на «4» и «5» - 55, что составляет всего отличников и хорошистов 51,7%. Крайне важной является деятельность школы по вооружению учащихся базовыми знаниями, по предупреждению неуспеваемости. В этом учебном году успеваемость составила 97%. Повысилась познавательная активность и мотивация школьников на продолжение образования, что способствовало формированию ключевых компетенций школьников. Но следует отметить, что происходит снижение количества обучающихся на 3 уровне обучения. Это объясняется тем, что после 9 класса большая часть обучающихся поступает в средние специальные учебные учреждения. Одним из главных статистических показателей работы являются результаты итоговых административных контрольных работ, проведенных в конце учебного года. Итоговый контроль уровня знаний учащихся 1 – 3, 9, 10 классов за 2021 - 2022 учебный год был проведен в формате комплексных интегрированных работ; в 4, 5, 6, 7, 8, 11 классах – Всероссийские проверочные работы, в 5 – 11 классах – итоговое тестирование было проведено по предметам, которые не вошли в график ВПР. В целом все начальные классы показали базисный уровень. В среднем и старшем звеньях на конец учебного года во всех классах было проведено итоговое тестирование. Средний балл по школе – 13,5 (по сравнению с прошлым годом повысился на 0,2; СОУ - 27,1% . Достаточно стабильный результат показывают выпускники школы во время итоговой аттестации. Сравнительная характеристика результатов итоговой аттестации в 2021 г. и в 2022 г. выпускников 11 класса. ЕГЭ Предмет Ф.И.О. учителя Кол-во сдающих Средний балл Самый высокий по школе балл по школе 2021 г. Русский язык Математика (проф) Математика (базовая) Сулейманова Л.В. Кадргалиева Б.М. Кадргалиева Б.М. 2022 г. 2021 г. 2022 г. 2021 г. 2022 г. 2021 г. Сулейманов а Л.В. - 2 2 Ср. оценка 3,5 Ср. балл 51,5 Оценка 0 0 - - - - Касимова А.Р. 2 2 Ср. оценка Ср. оценка Оценка Оценка 4 4,5 4 5 4 2022 г. 54 б. Как видим, сравнительный анализ выявляет небольшую положительную динамику результатов ЕГЭ. Сравнительная характеристика результатов итоговой аттестации в 2021 г. и в 2022 г. выпускников 9 класса. ОГЭ Предмет Ф.И.О. учителя Русский язык Математика География Год ска Средний балл по школе Самый высокий балл по школе 2021 г. 2022 г. 2021 г. 2022 г. 2021 г. 2022 г. 2021 г. 2022 г. Сабирова Л.Б. Кадргалиева Б.М. Галимова Л.Д. 10 17 23,2 27 29 33 Касимова А.Р. 10 17 14,9 14,5 24 20 Савенко Л.Ф. Савенко Л.Ф. 10 16 19,8 19,9 25 27 - 17 - 17,8 - 28 - 1 - 24 - 24 (4) Обществознани е История - 5. Кол-во сдающих Шуюнышева С.С. Шуюнышева С.С. Востребованность выпускников выпу Всего Основная школа Перешли Поступи ли в в 10-й профес класс Всего Поступил и в ВУЗ Средняя школа Поступили в Устроил профессиона ись на льные ОО работу Пошли на срочную службу по призы 2019 2020 2021 9 22 10 3 8 1 6 5 2 3 - - 13 7 2 5 - - 9 2 0 2 2022 17 3 14 0 2 - - 2 6. Оценка кадрового обеспечения Одним из необходимых условий достижения поставленных задач является кадровое обеспечение. Вшколе работают опытные квалифицированные специалисты. Это позволяет реализовывать программы начального, основного и среднего общего образования. Коллектив школы состоит из На период самообследования в школе работают 17 педагогических работников, 1 совместитель. Состав и квалификация педагогических кадров: Всего Имеют образование - высшее - среднее специальное Имеют квалификационную категорию - высшую - первую - сзд Имеют звания и награды - Почётная грамота МО РФ - Благодарственное письмо областной думы 13 4 % к общему числу педагогических работников 100% 76% 24 0 3 14 0% 18% 82% 2 3 18% 15% Учреждение располагает достаточным учебно-методическим потенциалом, который необходим для успешной реализации учебных программ, выполнения требований государственного образовательного стандарта. Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям деятельности: • повышение квалификации педагогов школы; • учебно-методическая работа; • инновационная работа; • информационно- методическое обслуживание учителей; • работа по выявлению и обобщению педагогического опыта; • развитие педагогического творчества; • диагностика педагогического профессионализма и качества образования. Методическая работа школы строилась на основе годового плана. Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекцию знаний, развитие их способностей и природных задатков, ознакомление учителей с новой методической литературой. В работе учителей используются в основном следующие педагогические технологии: - Информационно – коммуникационная технология Технология критического мышления Проектная технология Технология проблемного обучения Игровые технологии Кейс-технология Здоровьесберегающие технологии Исследовательские методы обучения За последний год значительно возрос интерес к информационным технологиям (особенно в рамках дистанционного обучения и дистанционного формата семинаров и конференций). Все педагоги используют в своей работе ИКТ, в полной мере владеют формами дистанционного обучения, используют разные платформы. Методическая работа в школе была направлена на включение учителей в творческий педагогический поиск; на повышение уровня профессионального мастерства каждого учителя; на практическое оказание помощи в реализации методических приемов в обучении и воспитании, а в конечном итоге на рост уровня образованности и воспитанности обучающихся. Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально - грамотных людей. Был проведен тематический педагогический совет по теме «Формирование функциональной грамотности школьников как основы компетенций 21 века, на котором педагоги поделились опытом по формированию у обучающихся читательской, математической, естественнонаучной грамотности. Решения педсовета носили конкретный характер, соответствовали выводам и предложениям, содержащимся в выступлениях по обсуждаемым вопросам, определялись сроки исполнения решений. Контроль за выполнением решений педагогического совета возлагался на администрацию, руководителей методических объединений. Результаты контроля обсуждались административных совещаниях, заседаниях МО учителей-предметников. Семинар - практикум «Проектирование урока на основе требований ФГОС» позволил педагогам пополнить педагогическую копилку, поделиться с коллегами опытом построения урока в рамках обновленных ФГОС. Методической работой в школе руководит методический совет, который организует, направляет работу учителей, создаёт условия для развития их творчества, а также и руководит работой методических объединений. В МС вошли ответственный по учебно-воспитательной работе, руководители школьных методических объединений. Работа методического совета проходила в соответствии с Положением о методическом совете и Положением о методическом объединении, а также в соответствии с планом методической работы школы на 2021-2022 учебный год. Приоритетные направления в работе методического совета: создание условий для повышения эффективности и качества учебно-воспитательного процесса; совершенствование методических приемов, способов преподавания учебных дисциплин; изучение и внедрение в педагогический процесс современных педагогических технологий с целью повышения качества знаний, умений и навыков учащихся, развития познавательного интереса; изучение и распространение положительного педагогического опыта. В 2021 – 2022 учебном году было проведено 5 заседаний методического совета школы. На заседании методического совета подводились итоги работы учителей-предметников над повышением качества знаний учащихся, работы по предупреждению неуспешности в обучении, работы с учащимися с повышенной учебной мотивацией, эффективность проведения всероссийской олимпиады школьников, особенности деятельности организации в режиме дистанционного обучения. Главной структурой, организующей методическую работу учителей - предметников, являются методические объединения, которые возглавляют опытные руководители. Методический совет школы координировал деятельность методических объединений, творческой группы педагогов. В школе работали пять методических объединения: 1. ШМО учителей естественно-математического цикла – руководитель Сарсенбеева Д.Ш. 2. ШМО учителей начальных классов – руководитель Букесова М.Н. 3. ШМО учителей гуманитарного цикла – руководитель Сабирова Л.Б. 4. ШМО учителей технологии, ИЗО, музыки, физкультуры – руководитель Майкош М.А. 5. ШМО классных руководителей – руководитель Савенко Л.Ф. Деятельность ШМО была нацелена на эффективное использование и развитие профессионального потенциала педагогов, на сплочение и координацию их усилий по совершенствованию методики преподавания соответствующих учебных предметов, изучение нормативной методической документации по вопросам образования, отбор содержания и составление рабочих программ по предметам. В соответствии с общей методической темой школы были обозначены темы методических объединений и темы самообразования учителей. Каждое методическое объединение работало над своей темой, напрямую связанной с единой методической темой школы. Все ШМО имели свои планы и осуществляли работу под руководством руководителей ШМО. Для успешной реализации задач, поставленных перед каждым ШМО, на заседаниях МО рассматривались следующие вопросы: • изучение нормативно- правовых документов и обзор методической литературы; • утверждение тематических планов и рабочих программ учителей; • использование современных технологий на уроках; • подготовка к олимпиадам (школьному, муниципальному этапам Всероссийской олимпиады школьников, предметным олимпиадам и конкурсам); • работа с одаренными детьми; • работа по подготовке и проведению предметной недели; • работа с неуспевающими; • подготовка к государственной итоговой аттестации; • работа по изучению методических рекомендаций по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ и др. Сцелью повышения профессиональной компетентности учителей, повышения интереса и познавательных мотивов обучающихся были проведены предметные недели в соответствии с графиком, согласованным с учителями –предметниками. Организаторами выступали руководители методических объединений. В рамках предметных недель проводились: открытые уроки по предмету в разнообразных формах, внеклассные мероприятия, викторины, конкурсы, презентации. Все предметные недели сопровождались разнообразной наглядной информацией, прошли интересно, содержательно, познавательно. Педагоги во время предметных недель старались использовать разные методы и приёмы работы с целью выявления способных учащихся. Задания, как правило, требовали от учащихся нестандартного подхода к выполнению работ, проявления творческой индивидуальности. Мероприятия способствовали повышению интереса учащихся к изучению предмета, а также расширению знаний. Наиболее яркими, запоминающимися для учащихся были мероприятия ШМО учителей русского языка и литературы, посвященные творчеству поэтов и писателей Волгоградской области. Все предметные недели проведены согласно графика. Проведение мероприятий позволило как учащимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал. Недостатком предметных недель является недостаточная организация взаимопосещения учителями уроков, мероприятий своих коллег (причина: загруженность учителей-предметников), что снижает роль предметных недель в пропаганде передового педагогического опыта. В течение года каждый учитель работал над выбранной темой самообразования с целью совершенствования преподавания и повышения качества знаний учащихся по предмету. Также велась работа на дополнительных занятиях и индивидуально по различным направлениям. На основании анализа планов работы МО по итогам 2021-2022 учебного года можно сделать вывод, что в МО продолжают рассматривать традиционные, хорошо отработанные вопросы и темы, все школьные МО включают вопросы по изучению методической темы школы. Повышение профессиональной компетентности педагогов осуществляется через использование современных интернет-технологий: посещение вебинаров, курсов, заседаний муниципальных МО. Одной из форм повышения методической и профессиональной компетентности педагогов является взаимопосещение уроков коллег. Взаимопосещение уроков коллег затрудняется тем, что образовательный процесс в школе осуществляется в одну смену, многие учителя имеют большую нагрузку. С целью развития профессиональной компетентности, мастерства, профессиональной культуры, обновления теоретических и практических знаний педагогов, в связи с возросшими требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач, педагоги проходят профессиональную переподготовку на курсах повышения квалификации. В 2021 – 2022 учебном году в связи с обновлением ФГОС курсы повышения квалификации прошли педагоги, преподающие в начальных классах, а также педагоги, планирующие преподавать в 5 кл. Все педагоги прошли обучение по курсам «Обеспечение информационной безопасности детей». Педагогами были пройдены курсы по Точке Роста. В целом, методическая работа по внутреннему повышению квалификации, выстроенная в образовательной организации на основе дифференциации педагогических кадров по уровню профессиональной компетентности и творческого учительского потенциала, позволила охватить всех педагогических работников. В течение учебного года каждый учитель стал участником семинаров, круглых столов, практикумов, мастерклассов, вебинаров. Анализ методической работы школы показал, что методическая тема школы соответствует основным задачам, стоящим перед образовательной организацией. Главное в методической работе – оказание реальной действенной помощи учителям. В нашей школе за этот учебный год поставленные задачи в основном успешно реализованы. Методическая работа представляет относительно непрерывный, постоянный, повседневный процесс, сочетаясь с курсовой переподготовкой, муниципальными и региональными семинарами, вебинарами и конференциями. Все учителя школы объединены в предметные ШМО, вовлечены в методическую систему школы. Работа по федеральному государственному образовательному стандарту ФГОС дала положительную динамику в освоении и внедрении современных педагогических технологий. Однако преподавание предметов с использованием современных технологий, особенно информационных, организация проектной и экспериментальной деятельности, проведение интегрированных уроков, не носит массового и системного характера. И причина не только в незнании или нежелании их использовать, но и в недостаточной материальной базе учебных кабинетов. Таким образом, методическая служба школы провела значительную работу по формированию методической культуры учителя. Наличие обратной связи позволило оперативно исправлять выявленные недостатки, что повысило результативность работы школы. Вместе с тем в ходе анализа выявлены недостатки в работе методической службы школы: — недостаточный уровень работы по обобщению передового педагогического опыта на муниципальном и областном уровнях; — не все учителя готовы к переоценке своих профессиональных и личностных качеств, необходимых для перехода на новый уровень, обеспечивающий качество образования. Школа имеет официальный сайт, который разработан и функционирует в соответствии с требованиями: – Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; – постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 года № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»; – приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 года № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации». Сайт доступен в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» без дополнительной регистрации и содержит ссылки на файлы, снабжённые информацией, поясняющей назначение данных файлов. В 2022 г. сайт перешёл на другую платформу. 7. Оценка учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения Библиотека выполняет следующие функции: образовательную, информационную, культурнопросветительскую. Миссия библиотеки - воспитание творческого читателя. Общая характеристика: Школьная библиотека имеет помещение для книжного фонда, помещение для хранения учебной литературы. Фонд библиотеки - 12968 Художественная литература – 6025 Учебная литература – 4327 Методическая – 941 Справочный материал- 235 Всего – 12968 обслуживалось – 200 читателей (учащиеся, учителя, другие работники школы). Фонд библиотеки соответствует требованиям ФГОС, учебники фонда входят в федеральный перечень, утвержденный приказом Минобрнауки от 31.03.2014 № 253. Средний уровень посещаемости библиотеки – 19 человек в день. Оснащенность библиотеки учебными пособиями достаточная. Отсутствует финансирование библиотеки на закупку периодических изданий и обновление фонда художественной литературы. Информационные ресурсы В школе имеется следующая компьютерная техника: Общее число компьютеров – 35; Ноутбуков – 5; Ксерокс –1; Принтер –4 ; МФУ - 5 Мультимедийный проектор – 4; Интерактивная доска – 1шт; Школа подключена к сети Интернет в 2011 году. Школьный сайт создан в 2012 году. В 2022 г. сайт школы перешел на другую платформу. 8. Учебно-методическое обеспечение Укомплектованности кабинетов ОУ наглядными пособиями Наименование кабинета количест во Оснащенность (комплекты карт, таблиц, наглядные пособия, комплекты демонстрационных материалов, лицензионные демонстрационные компьютерные программы в полном объеме Кабинет математики Кабинет ОИВТ Кабинет истории Кабинет русского языка и литературы Кабинет химии Кабинет иностранного языка Кабинет физики Кабинет биологии Мастерская Кабинет географии Кабинет технологии 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1 частично отсутствует + + + + + + + + + + + В полном объеме укомплектованы кабинеты информатики, биологии. Остальные кабинеты укомплектованы на 30-50%. Пользователи имеют доступ к ресурсам школьной библиотеки. В школе имеется доступ к скоростному Интернету, выход в Интернет осуществляется в кабинете информатики. 9. Оценка материально-технической базы Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Ромашковская средняя школа» расположена по адресу: 404234, Волгоградская область, Палласовский район, п.Ромашки, ул. А.Уриха, 55 (данная информация имеется на вывеске школы). Школа представляет собой трёхэтажное кирпичное здание в 2 694 м2 и имеет большой пришкольный участок, площадью 20 033 м2. В школе функционирует 18 учебных кабинетов, кабинет информатики (11 компьютеров), имеется спортивный зал, библиотека, мастерская, столовая, актовый зал, комната-музей и другие помещения для организации образовательного и воспитательного процессов. В некоторых учебных кабинетах установлены персональные компьютеры, мультимедийные проекторы, интерактивные доски. Для более удобного доступа к современным технологиям обучения в школе создан кабинет информационных технологий. В рамках проекта модернизации школа получила учебно-лабораторное оборудование для кабинета биологии. Во многих учебных кабинетах, использующих современные технические средства обучения, подключен Интернет. Директорская, учительская, библиотека, кабинет информатики объединены в локальную сеть. Все кабинеты оборудованы необходимой мебелью. С 2022 г. начал функционировать Центр образования естественнонаучной и технологической направленностей "Точка роста" (на 2 и 3 этажах). В школе функционирует комната Боевой и трудовой славы с материалами краеведческого направления. Расположена на 2 этаже. Был создан в 2003 году. Работает по направлениям: «Герои войны: Сталинградской, Великой Отечественной, Афганской, Чеченской» «Русская изба. Казахская юрта» Краеведение « История села. История школы» В холле школы находится 2 гардероба: для учащихся и учителей. Рекреации здания просторные, выкрашены в светлые тёплые тона. На стенах расположены информационные стенды, стенды с творческими работами учащихся. Все стенды красочные, эстетичные и имеют смысловую значимость. Оборудована мастерская. В наличии имеются токарный станок по дереву СТД – 120 М (2), токарный – винторезной станок ТВ – 6 (1), столярные верстаки (14), универсальный верстак (1) и др. инструменты. Имеется раковина с подводкой холодной воды, установлены шкафы и стеллажи для хранения инструментов. Кабинет технологии для девочек, оборудованный ножными швейными машинами. Имеются гладильная доска, шкаф для посуды. Для проведения теоретических и практических занятийв кабинете технологии установлена ученическая мебель. Спортивный зал оснащён спортивным оборудованием (гимнастические брусья, козлы, сетка волейбольная, баскетбольные кольца, мячи волейбольные, баскетбольные, футбольные, теннисный стол, маты, велотренажёр, беговая дорожка, обручи, скакалки, шведская стенка, гантели, гири, диски для метания). В 2017 г. произведён капитальный ремонт. Компьютерный класс – по периметру оборудованы места на базе плоских дискретных экранов и рабочее место учителя. Оснащение – специальные компьютерные столы, стулья, регулируемые по высоте. В центре кабинета для проведения теоретических занятий установлена ученическая мебель, мультимедийный проектор, интерактивная доска. Имеется актовый зал на 60 посадочных мест со сценой и столовая на 72 посадочных места. На 3 этаже расположена библиотека, в которой установлены двухместные ученические столы для занятий. Библиотека расположена на третьем этаже, оснащена компьютером и принтером. В школе имеется автобус, который регулярно проходит технические осмотры и техническое обслуживание. Кадровый состав водителя гарантирует безопасность детей на дороге. Питание учащихся. Школьный пищеблок осуществляет питание детей в течение трех больших перемен: после второго урока питаются учащиеся 1-2 классов, после третьего урока – учащиеся 3-4 классов, после четвертого урока – учащиеся 5-11 классов. В целях социальной защиты участников образовательного процесса проводится работа по организации горячего питания. Охват горячим питанием 88%. Дети из многодетных и малообеспеченных семей получали бесплатное питание по линии социальной защиты. Всего 130 обучающихся. В столовой имеется: печь, холодильники, разделочные столы, посуда в ассортименте. Ежегодно на пищеблоке проводится косметический ремонт. Показатели деятельности общеобразовательной организации МКОУ «Ромашковская СШ», подлежащей самообследованию 2022 г.(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 г. N 1324) N п/п 1. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 Показатели Образовательная деятельность Общая численность учащихся Численность учащихся по образовательной программе начального общего образования Численность учащихся по образовательной программе основного общего образования Численность учащихся по образовательной программе среднего общего образования Численность/удельный вес численности учащихся, успевающих на "4" и "5" по результатам промежуточной аттестации, в общей численности учащихся Средний балл государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по русскому языку Средний балл государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по математике Средний балл государственного выпускного экзамена выпускников 11 класса по русскому языку Средний балл государственного выпускного экзамена выпускников 11 класса по математике Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших неудовлетворительные результаты на государственной итоговой аттестации по русскому языку, в общей численности выпускников 9 класса Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших неудовлетворительные результаты на государственной итоговой аттестации по математике, в общей численности выпускников 9 класса Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, получивших результаты ниже установленного минимального количества баллов единого государственного экзамена по русскому языку, в общей численности выпускников 11 класса Единица измерения 1.13 Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, получивших результаты ниже установленного минимального количества баллов единого государственного экзамена по математике, в общей численности выпускников 11 класса 0 человек/0% 1.14 Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, не получивших аттестаты об основном общем образовании, в общей численности выпускников 9 класса Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, не получивших аттестаты о среднем общем образовании, в общей численности выпускников 11 класса Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших аттестаты об основном общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 9 класса Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, получивших аттестаты о среднем общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 11 класса 0 человек/0% 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 1.11 1.12 1.15 1.16 1.17 149 человек 52 человек 93 человек 4 человек 55 человек/51,7% 27 14,5 51,5 балл 4,5 балл 0 человек/% 5 человек/% 0 человек/0% 0 человек/0% 1 человек/5,8% 0 человек/0% 1.18 1.19 1.19.1 1.19.2 1.19.3 1.20 1.21 1.22 1.23 1.24 1.25 1.26 1.27 1.28 1.29 1.29.1 1.29.2 1.30 1.30.1 1.30.2 1.31 1.32 Численность/удельный вес численности учащихся, принявших участие в различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей численности учащихся Численность/удельный вес численности учащихся-победителей и призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности учащихся, в том числе: Регионального уровня Федерального уровня Международного уровня Численность/удельный вес численности учащихся, получающих образование с углубленным изучением отдельных учебных предметов, в общей численности учащихся Численность/удельный вес численности учащихся, получающих образование в рамках профильного обучения, в общей численности учащихся Численность/удельный вес численности обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, в общей численности учащихся Численность/удельный вес численности учащихся в рамках сетевой формы реализации образовательных программ, в общей численности учащихся Общая численность педагогических работников, в том числе: Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование, в общей численности педагогических работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование, в общей численности педагогических работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория в общей численности педагогических работников, в том числе: Высшая Первая Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: До 5 лет Свыше 30 лет Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 30 лет Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте от 55 лет 125 человек/71% 14 человек/8% 4 человек/2,5% 0 человек/0% 0 человек/0% 0 человек/0% 0человек/0% 0человек/0% 149 человек/100% 17 человек 14 человек/80% 14 человек/80% 4 человека/20% 4 человека/20% 0 3 человек/18% 17 человек 1 человек/5% 16 человек/45% 2 человек/5% 8 человек/47% 1.33 Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние 5 лет повышение квалификации/профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников 17 человек/100% 1.34 Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших повышение квалификации по применению в образовательном процессе федеральных государственных образовательных стандартов в общей численности педагогических и административнохозяйственных работников 17 человек/100% 2. Инфраструктура 2.1 2.2 Количество компьютеров в расчете на одного учащегося Количество экземпляров учебной и учебно-методической литературы из общего количества единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося Наличие в образовательной организации системы электронного документооборота Наличие читального зала библиотеки, в том числе: С обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах или использования переносных компьютеров 0,23 единиц 87 единиц С медиатекой Оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов С выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки С контролируемой распечаткой бумажных материалов Численность/удельный вес численности учащихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности учащихся Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного учащегося нет нет нет нет 11 человек/ 6,9% 2.3 2.4 2.4.1 2.4.2 2.4.3 2.4.4 2.4.5 2.5 2.6 да да нет 16,8кв.м