Литературное чтение на родном (русском) языке
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся третьего класса и реализуется на основе следующих документов:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29. 12 2012 года «Закон об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
3. Примерной программы начального общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литературное чтение. 1-4
классы», на основе авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А. Виноградской, М. В. Бойкиной
«Литературное чтение».
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке», а именно
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира;
- знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке
(познавательная цель) – формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель)
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как
основе национального самосознания.
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном (русском) языке, коммуникативных умений,
нравственных и эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности на родном (русском) языке.
Место предмета.
На изучение литературного чтения на родном (русском) языке отводится 0,5 часа в неделю, всего 17 часов со второго полугодия.
Курс литературного чтения на родном (русском) языке в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он
ориентирован на предмет по литературному чтению на родном (русском) языке в основной школе
Содержание учебного предмета
Русские народные сказки! – 2 ч. Времена года – 3 ч. Писатели – детям – 6 ч. Стихи и рассказы о детях и для детей – 3 ч.
Наша Родина – Россия – 2 ч. Детская периодическая печать – 1 ч
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной
действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
– учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа,
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее
благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; – знание основных
моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и
сопереживание им;
Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по
результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям
данной задачи;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – различать способ и результат
действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок,
использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и
результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Обучающийся получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне
произвольного внимания;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его
реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,
справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве
сети Интернет;
– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов
ИКТ;
– использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для
решения задач;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– строить сообщения в устной и письменной форме; – осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;
– устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; – обобщать, т. е. осуществлять
генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
– устанавливать аналогии;
– владеть рядом общих приемов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических
операций;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнера;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир
для построения действия;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции
своей деятельности.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Обучающийся научится:
– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
– понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное
утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
– понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
– понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться:
– использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; – работать с несколькими
источниками информации; – сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Обучающийся научится:
– сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию.
Обучающийся получит возможность научиться:
– делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
– составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации Обучающийся научится:
– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность
получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
– участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Обучающийся получит возможность
научиться:
– сопоставлять различные точки зрения;
– соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
– в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Предметные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
– формировать первоначальные научные знания о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о
закономерностях его функционирования, освоить основные единицы и грамматические категории родного языка, позитивному отношению
к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
– использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
– осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать
нравственную оценку поступков героев;
– достигать необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть
овладеть техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
– понимать родную (русскую) литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа
познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
Обучающийся получит возможность научиться:
– обогатить активный и потенциальный словарный запаса, развить культуру владения родным языком в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами речевого этикета;
– относится к родному языку как хранителю культуры, включится в культурно-языковое поле своего народа, формировать
первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания;
– овладеть первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков
выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
– овладеть учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач.
– осознанию коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего
народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
– осознать значимость чтения на родном языке для личного развития; формирования представлений о мире, национальной истории и
культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле,
Календарно - тематическое планирование
№
дата
п/п
факт
УМО
Вид
контроля
Характеристика деятельности
обучающихся
УУД
Русская народная
текущий
сказка «Хаврошечка».
Русская народная
текущий
сказка «Зимовье».
находить в тексте конкретные
сведения, факты, заданные в
явном виде;
– понимать информацию,
представленную в неявном
виде характеризовать явление
по его описанию; выделять
общий
признак
группы
элементов);
Личностные: обсуждать с
Составлять свою книгу
наставлений. Работать в паре,
выслушивая мнение друг
друга. Регулятивные:
корректировать свою
деятельность в соответствии с
возможно допущенными
ошибками
Учебник,
творческая
тетрадь, вы
ставка книг
на основе имеющихся знаний,
жизненного опыта подвергать
сомнению
достоверность
прочитанного, обнаруживать
недостоверность получаемых
сведений,
пробелы
в
информации и находить пути
восполнения этих пробелов;
РЕГ.Находить нужную книгу
по тематическому каталогу.
Знать детскую периодическую
печать. Ориентироваться в
содержании журнала.
Находить нужную ин
формацию в журнале .Л:
обсуждать в паре, в группе
Учебник,
творческая
тетрадь, вы
ставка книг
Тема урока
Русские народные сказки!
1
17.01
2
24.01
3
Времена года
31.01
Ф.И.Тютчев.
«Первый лист»,
А.А.Фет. «Весенний
дождь».
«Мир прекрасных
сказок дня»
(стихотворения
Ю.Шкуты)
текущий
4
5
В.В.Бианки.
«Синичкин
календарь»
В.В.Бианки. «Лесная
газета»
В.М. Шаповалов
«Танюшкино
солнышко»,
«Чудесный мотылек»
14.02
М.М.Пришвин.
«Лягушонок», «Ёж»,
«Гаечки».
Ю.И.Макаров.
«Лётчик»
Писатели – детям
07.02
6
21.02
7
28.02
8
06.03
9
13.03
10
20.03
11
03.04
Сказки А.С.Пушкина
А.С.Пушкин. «Сказка
о попе и о работнике
его Балде»
Басни И.А.Крылова
И.А.Крылов.
«Квартет», «Волк и
журавль».
Л.Н.Толстой. Сказки,
истории.
Произведения
К.Г.Паустовского
К.Г.Паустовский.
«Дремучий медведь»
Сказки русских
писателей
А.Н.Толстой.
«Золотой ключик, или
Приключения
Буратино»
Рассказы
К.Д.Ушинского
К.Д.Ушинский «Как
текущий
текущий
– участвовать в учебном
диалоге при обсуждении
прочитанного
или
прослушанного
текста.
Обучающийся
получит
возможность научиться:
– сопоставлять различные
точки зрения;
– соотносить позицию автора
с собственной точкой зрения;
поступки героев, определять
свою позицию по отношению
к героям
ПОЗ. – осуществлять поиск
необходимой информации для
выполнения учебных заданий
с использованием учебной и
справочной литературы;
Учебник,
творческая
тетрадь, вы
ставка книг
Учебник,
творческая
тетрадь, вы
ставка книг
– в процессе работы с одним или
несколькими источниками
выявлять достоверную
(противоречивую) информацию
те
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
–
находить
в
тексте
конкретные сведения, факты,
заданные в явном виде;
– понимать информацию,
представленную в неявном
виде (например, находить в
тексте несколько примеров,
доказывающих приведенное
утверждение; характеризовать
явление по его описанию;
выделять общий признак
группы элементов);
– понимать информацию,
представленную
разными
способами: словесно, в виде
таблицы, схемы, диаграммы;
– понимать текст, опираясь не
только на содержащуюся в
нем информацию, но и на
жанр,
структуру,
выразительные
средства
текста; ориентироваться в
соответствующих
возрасту
РЕГ.Определять отличи
тельные особенности
волшебной сказки.
Определять, из каких эле
ментов сюжета состоит
волшебная сказка.
Метапредметные: развивать
уме ние делить текст на части;
сравни вать героев, события
сказки; сравни вать
произведение литературы и
жи вописи.
Личностные:обсуждать в
паре, груп пе, кто из героев
сказки нравится и почему.
Распределять роли; догова
риваться друг с другом.
Инсценировать произведение
КОМ. – участвовать в диалоге
на уроке.
ЛИЧ. – оценивать жизненные
ситуации и поступки ге роев
художественных текстов
Учебник,
творческая
тетрадь, вы
ставка книг
Учебник,
творческая
тетрадь, вы
ставка книг
Учебник,
творческая
тетрадь, вы
ставка книг
Учебник,
творческая
тетрадь, вы
ставка книг
рубашка в поле
выросла» «Четыре
желания»
12
13
14
15
16
17
Стихи и рассказы о детях и для детей
10.04
Н.Г.Гаринтекущий
Михайловский. «Тёма
и Жучка».
17.04
Стихотворения
текущий
А.Л.Барто,
С.В.Михалкова,
С.Я.Маршака
24.04
Б.В.Заходер.
текущий
«Занимательная
зоология»
Р.И.Карагодина. «У
меня надежный
друг», «Волны ходят
ходуном»
Наша Родина – Россия
08.05
Стихотворения
о текущий
Родине.
15.05
Рассказы о
текущий
защитниках Родины.
Их имена – наша
гордость!
Детская периодическая печать
22.05
По
страницам текущий
детских журналов
По
страницам
журнала
«Большая
переменка»
словарях и справочниках.
– использовать формальные
элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для
поиска нужной информации;
сопоставлять и обобщать
содержащуюся
в
разных
частях текста информацию.
–
делать
выписки
из
прочитанных
текстов
с
учетом цели их дальнейшего
использования;
–
составлять
небольшие
письменные аннотации к
тексту,
отзывы
о
прочитанном. Учиться делать
выводы о прочитанном, уметь
рассуждать,
Л. – Оценивать жизненные
ситуации и поступки героев
художественных текстов с
точки зрения обще
человеческих норм. Ценить и
принимать следующие
базовые ценности: «добро»,
«терпение», «семья». П.определять круг своего не зна
ния, планировать свою работу
по изучению незнакомого
материала.
Учиться определять
сравнения, олицетворения,
подбирать свои сравнения,
олицетворения. Наблюдать
картины в художест венном
тексте; находить слова,
которые помогают увидеть
эти картины
– осознанию коммуникативноэстетических возможностей
родного языка на основе
изучения выдающихся
произведений культуры своего
народа, умение самостоятельно
выбирать интересующую
литературу;
Знать детскую
периодическую печать.
Ориентироваться в со
держании журнала. Находить
нужную информацию
Учебник,
творческая
тетрадь, вы
ставка книг
Учебник,
творческая
тетрадь, вы
ставка книг
Учебник,
творческая
тетрадь, вы
ставка книг
Учебник,
творческая
тетрадь, вы
ставка книг