Основы религиозных культур и светской этики

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области

Палласовского района

МКОУ «Ромашковская СШ»

РАССМОТРЕНО
на заседании МО

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы

________________________________

______________( Сабирова Л.Б. )

______________( Шулакова А.Г. )

________________________________

Протокол №___________________

Приказ №_____________________

Руководитель МО

от "____" ______________ 20___ г.

от "____" ______________ 20___ г.

______________( Сарсенбеева Д.Ш. )
Протокол №___________________
от "____" ______________ 20___ г.
;

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 138937)
учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»

для 4 класса начального общего образования
на 2022 - 2023 учебный год

Составитель: Шуюнышева Слуганым Сансызбаевна
учитель истории и обществознания

п. Ромашки 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) по ОРКСЭ и
обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ
КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому учебному
модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения, требования,
которые представлены в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие
результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает
каждый обучающийся, независимо от изучаемого модуля.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся
представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов
России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма,
православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны.
Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию
коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию
партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели,
находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный
подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного
взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек
зрения и т. п.
Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются психологические
особенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес к социальной жизни,
любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи подчёркивают естественную
открытость детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на окружающую
действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость, доброту других
людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это становится
предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства
к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обу​чения необходимо учитывать, что младшие
школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные поучения,
поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной стороне восприятия явлений
социальной жизни, связанной с проявлением или нарушением нравственных, этических норм,
обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ
КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному
поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и
мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
— знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской
культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных
представителей);

— развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни
личности, семьи, общества;
— обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в
начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётом мировоззренческих
и культурных особенностей и потребностей семьи;
— развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Основной методологический
принцип реализации ОРКСЭ — культурологический подход, способствующий формированию у
младших школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов
России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике,
основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в
Российской Федерации.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ
ЭТИКИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНА
Учебный предмет "Основы религиозных культур и светской этики" изучается в 4 классе один час в
неделе, общий объем составляет 34 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Россия — наша Родина. Культура и религия. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как
одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль.
Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время. Высшие
нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе.
Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного
самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального
народа России.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
— понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою
Родину;
— формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и
национальную принадлежность;
— понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать
ценность человеческой жизни;
— понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи,
общества;
— осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не
исповедовать никакой ре​лигии;
— строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения
договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности
собеседников к религии или к атеизму;
— соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе,
проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного
вероисповедания;
— строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни
доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на
помощь;
— понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиться
анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других
людей;
— понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
— овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска
оптимальных средств их достижения;
— формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные
способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на
основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
— совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных

ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных
технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
— совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного
поиска для выполнения учебных заданий;
— овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного
построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
— овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
— формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать
своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения
определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Универсальные учебные действия

Познавательные УУД:
— ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества — мораль, этика,
этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в
пределах изученного);
— использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике
(наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
— применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать,
анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала;
— признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения,
приводить убедительные доказательства;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Работа с информацией:
— воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к
определённой религии и/или к гражданской этике;
— использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной
учебной задачей (текстовую, графическую, видео);

— находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных
информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);
— анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью
учителя, оценивать её объективность и правильность.

Коммуникативные УУД:
— использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний,
произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций,
раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать
своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников
общения;
— создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки
нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике.

Регулятивные УУД:
— проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной
деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и
эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их
предупреждения;
— проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные
правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к сознательному
самоограничению в поведении;
— анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к
окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);
— выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять
нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла;
— проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше
узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.

Совместная деятельность:
— выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно
высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их
оценивать;
— владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить;
терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;

— готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному
материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской этики»
должны отражать сформированность умений:
— выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как
осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей
действительности;
— выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли
в этом личных усилий человека, приводить примеры;
— выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных
ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и
основы духовного развития, нравственного совершенствования;
— рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском
обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных
духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в
России;
— раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики
(справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни,
взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в
отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»;
— высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека,
семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и нормы этикета,
приводить примеры;
— первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других
людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;
— раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской
светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность,
защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и особенностей
народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого
человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды;
— рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества;
российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники); российских
государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных праздниках (не
менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее
одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи;
— раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских
традиционных духовных ценностей (семья — союз мужчины и женщины на основе взаимной любви

для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и
забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков);
российских традиционных семейных ценностей;
— распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять её
значение; выражать уважение российской государственности, законов в российском обществе,
законных интересов и прав людей, сограждан;
— рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности,
предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд,
уважение к труду, трудящимся, результатам труда;
— рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных
достопримечательностях своего региона;
— раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах
образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России;
— объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской
государственности;
— первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и
культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе,
оформлению и представлению её результатов;
— приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы
российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать согласно
своей совести;
— выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека,
людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как
многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного
(общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине —
России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
— называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными
религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
—выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в
российской светской (гражданской) этике.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
всего

контрольные практические
работы
работы

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

http://fcior.edu.ru
https://proshkolu.ru/

Модуль. Основы светской этики
1.

Россия — наша
Родина.
Этика — наука о
нравственной жизни
человека

2

0

0

09.09.2022

Знакомятся с учебником; отвечают на вопросы
Формулируют проблемные
вопросы.
Планируют алгоритм решения проблемы, записывают проблемные
вопросы.
Читают текст учебника с комментированием; работают с
иллюстративным материалом; отвечают на вопросы учителя и
проблемные вопросы. Оценивают урок.

Устный опрос ;
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа» ;

2.

Этика общения:
золотое правило
этики

1

0.25

0

16.09.2022

Отвечают на вопросы; читают учебник. Работают с иллюстративным
материалом; планируют деятельность; ставят цели. Читают; заполняют
таблицы; отвечают на вопросы. Подводят итоги урока; беседуют.

Устный опрос ;
Тестирование;
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа» ;

3.

Добро и зло как
нравственные
категории

1

0

0

23.09.2022

Беседа, комментированное чтение, творческие задания; участие в
учебном диалоге; подготовка творческой беседы с членами семьи

Устный опрос;
Подготовить рассказ с
примерами из истории и
литературы;
иллюстрирующими
представления человека
о добре и зле;

http://fcior.edu.ru

4.

Дружелюбие.
Уважение

1

0

0

30.09.2022

Определять особенности индивидуального проявления окружающих.
Находить нужные слова при общении с другими. Осознанно определять
значение моральных норм во взаимодействии людей. С пониманием
отвечать на учебные вопросы разных типов

Устный опрос;
Написать рассказ о своем
друге;

http://fcior.edu.ru

5.

Этика и этикет.
Премудрости этикета

1

0

0

07.10.2022

Уметь охарактеризовать правила этикета. Осознанно соблюдать правила
этикета. Вырабатывать в поведении соответствие правилам этикета.

Подготовить сообщение
об этикете;

http://fcior.edu.ru

6.

Критерии этикета:
разумность, красота и
гигиена

1

0

0.25

14.10.2022

Обозначать сущность понятия «этикет». Обосновывать необходимость
соблюдения правил этикета. Накапливать знания по правилам этикета,
уметь аргументировать их значение и смысл

Практическая работа;

http://fcior.edu.ru

7.

Правила поведения в
школе и дома

1

0

0

21.10.2022

Знать основные правила этикета. Уметь обосновать необходимость
соблюдения правил этикета в школе и дома, обозначать их перечень.
Осознанно комментировать текст учебника

Составить правила
поведения в
общественных местах;
правила поведения в
гостях;
в школьной столовой;

http://fcior.edu.ru

8.

Речь и этикет

1

0

0.75

28.10.2022

Осознавать значение понятия «речь». Видеть и выражать
многогранность взаимосвязи понятий «речь» и «речка».
Характеризовать образную выразительность слова. Использовать
ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи.
Составлять небольшой рассказ, используя образные речевые средства

Составить рассказблагодарность своему
соседу по парте;

http://fcior.edu.ru

9.

Этика человеческих
отношений

1

0

0

Объяснять, в чём этическая и эмоциональная основа понятия «душа».
Использовать индивидуальные знания по предметам «Окружающий
мир» и «Литературное чтение» для объяснения данного понятия.
Осознанно характеризовать понятия «духовность», «душевность».
Соотносить понятия «душа», «духовность»

Устный опрос;

http://fcior.edu.ru

10.

Природа — и человек

1

0

0

Определять смысловое значение понятия «справедливость».
Иллюстрировать примеры значимости природы в жизни человека из
личного опыта и опыта других людей. Осознавать взаимосвязь природы
и жизни человека, аргументировать свои высказывания

Устный опрос;

http://fcior.edu.ru

11.

Родина, Отчизна,
патриотизм

1

0

0

Объяснять смысловую основу понятий «род», «Родина». Осознанно
определять, что значит быть патриотом. Анализировать текст учебника в
соответствии с изучаемыми понятиями. Составлять небольшой текстрассуждение на тему родины, патриотизма. Находить в литературе
иллюстрации обсуждаемых понятий

Самостоятельная работа
«Составить;
несколько предложений
о подвигах русских;
богатырей»;

http://fcior.edu.ru

12.

Человек среди людей

1

0

0

Понимать значение понятия «человечности». Осознанно
аргументировать влияние взаимодействий с людьми на нравственный
рост человека. Расширять знания, дополненные другими учебными
предметами, обогащённые личным опытом и опытом людей, в
определении изучаемых понятий. Осознанно комментировать текст
учебника

Словарный диктант по
содержанию ;
уроков.;

http://fcior.edu.ru

13.

Этика отношений в
коллективе. Что
такое коллектив

1

0

0

Анализ поступков с точки зрения норм морали, сопоставление и
оценивание их. Выделение поступков, за которые человек может и
должен чувство-вать стыд и вину. Вы-бор в моделях жизнен-ных
ситуаций и обоснование его.

Устный опрос;
Записать 2-3
предложения о
коллективе;

http://fcior.edu.ru

14.

Коллектив
начинается с меня

1

0

0

Осознавать понятия «индивидуальность», «дружба», «уважение».
Анализировать возможности улучшения отношений в коллективе.
Уметь вырабатывать правила для себя и для других. Аргументированно
объяснять, что значит быть единомышленником в коллективе

Назвать и записать
пословицы о дружбе;
товарищах;

http://fcior.edu.ru

15.

Чуткость,
бескорыстие
взаимовыручка в
коллективе

1

0

0

Открытие для себя значения этических понятий, объяснение их смысла
своими слова-ми. Оформление своих мыслей в устной и письменной
речи: со-ставлять монологичес-кие высказывания и небольшие
повествова-тельные тексты с эле-ментами рассуждения. Участие в
дискуссии, выслушивание одно-классников, выделяя в их речи мнения и
аргу-менты; задавание вопросов; изложение своего мнения, используя
аргументы.

Устный опрос;

http://fcior.edu.ru

16.

Творческие работы

2

0

0

Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей,
педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты,
макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Защита проектов;

http://fcior.edu.ru

17.

Нравственные
истины.
Общечеловеческие
ценности

1

0

0

Объяснять понятие «нравственность». Систематизировать и обобщать
полученные знания. Анализировать и сопоставлять факты. Находить
аналогии. Соотносить морально-нравственные проблемы с анализом
личного опыта поведения. Аргументировать свои рассуждения

Устный опрос;

http://fcior.edu.ru

18.

Ценность жизни

1

0

0

Уметь размышлять о том, какую роль играют духовные ценности в
жизни человека. Аргументировать свою точку зрения. Использовать
ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи

Устный опрос;

http://fcior.edu.ru

19.

Человек рождён для
добра

1

0

0

Характеризовать понятия «бескорыстность», «доброта», «совесть».
Объяснять смысл сказок и народных пословиц, связь между ними.
Понимать необходимость осознанного отношения к собственным
поступкам. Аргументировать свою точку зрения. Составлять небольшой
текст-рассуждение на тему добра и бескорыстия

Устный опрос;
Назвать и записать
пословицы о добре;

http://fcior.edu.ru

20.

Милосердие —
закон жизни

1

0

0

Объяснять значение понятий «сочувствие» и «сопереживание»,
«сострадание» и «милосердие». Осознанно аргументировать роль
совести как внутреннего регулятора человеческого поведения.

Устный опрос;
Составить предложения с
понятиями «сочувствие»
и «сопереживание»;
«сострадание» и
«милосердие»;

http://fcior.edu.ru

21.

Нравственность,
справедливость,
правда,
тактичность — жизнь
во благо себе и
другим

1

0

0

Анализировать конфликтную ситуацию, обозначая возможные способы
выхода из неё. Доброжелательно взаимодействовать с людьми любой
национальности. Осознанно следовать правилам тактичного поведения.
Применять усвоенные знания в общении

Написать сочинение на
тему " К какому благу я
стремлюсь в своей
жизни";

http://fcior.edu.ru

22.

Душа обязана
трудиться.
Нравственные
установки и нормы

1

0

0

Участие в дискуссии, выслушивание одноклассников, выделяя в их речи
мнения и аргументы; задавание вопросов; изложение своего мнения,
используя аргументы. Сопоставление своего мнения с мнениями других
людей. Обсуждение разных мнений, оценка их с точки зрения норм
морали и логики.

Подобрать пословицы и
поговорки из фольклора
разных народов по теме
занятия;

http://fcior.edu.ru

23.

Победить в себе
дракона.
Нравственность на
основе разумности

1

0

0

Участие в дискуссии, выслушивание одно-классников, выделяя в их
речи мнения и аргументы; задавание вопросов; изложение своего
мнения, исполь-зуя аргументы. Сопоставление своего мне-ния с
мнениями других людей. Обсуждение разных мнений, оценка их с
точки зрения норм морали и логики.

Устный опрос;

//
http://festival.1september.ru/articles/591565/

24.

Понять и простить:
гуманизм как
этический принцип

1

0

0

Участие в дискуссии, выслушивание одно-классников, выделяя в их
речи мнения и аргументы; задавание вопросов; изложение своего
мнения, исполь-зуя аргументы. Сопоставление своего мне-ния с
мнениями других людей. Обсуждение разных мнений, оценка их с
точки зрения норм морали и логики.

Устный опрос;

http://fcior.edu.ru

25.

Этика поступков —
нравственный
выбор

1

0

0

Участие в дискуссии, выслушивание одноклассников, выделяя в их речи
мнения и аргументы; задавание вопросов; изложение своего мнения,
используя аргументы. Сопоставление своего мнения с мнениями других
людей. Обсуждение разных мнений, оценка их с точки зрения норм
морали и логики.

Устный опрос;

http://fcior.edu.ru

26.

Посеешь поступок —
пожнёшь характер.
Жить дружно и легко

1

0

0

Участие в дискуссии, выслушивание одноклассников, выделяя в их речи
мнения и аргументы; задавание вопросов; изложение своего мнения,
используя аргументы. Сопоставление своего мнения с мнениями других
людей. Обсуждение разных мнений, оценка их с точки зрения норм
морали и логики.

Устный опрос;

http://fcior.edu.ru

27.

Лестница
саморазвития

1

0

0

Участие в дискуссии, выслушивание одноклассников, выделяя в их речи
мнения и аргументы; задавание вопросов; изложение своего мнения,
используя аргументы. Сопоставление своего мнения с мнениями других
людей. Обсуждение разных мнений, оценка их с точки зрения норм
морали и логики.

Устный опрос;

http://fcior.edu.ru

28.

Терпение и труд —
все перетрут

1

0

0

Участие в дискуссии, выслушивание одноклассников, выделяя в их речи
мнения и аргументы; задавание вопросов; изложение своего мнения,
используя аргументы. Сопоставление своего мнения с мнениями других
людей. Обсуждение разных мнений, оценка их с точки зрения норм
морали и логики.

Устный опрос;

http://fcior.edu.ru

29.

Слова с приставкой
«со»

1

0

0

Систематизировать и обобщать этические знания. Анализировать и
сопоставлять факты поведения человека. Находить аналогии.
Рассуждать на морально-этические темы. Соотносить моральнонравственные проблемы с личным опытом

Самостоятельная работа
«Выписать из пособия
основные особенности
морали как вида
духовно-нравственной
культуры;

http://fcior.edu.ru

30.

Судьба и Родина
едины: с чего
начинается Родина

1

0

0

Объяснять смысловую основу понятий «род», «Ро​дина».

Оформить книжку малышку "Пословицы о
Родине";

:
http://festival.1september.ru/articles/594528/

Осознанно определять, что значит быть патриотом.
Анализировать текст учебника в соответствии с изучаемыми понятиями.
Составлять небольшой текст-рассуждение на тему родины,
патриотизма. Находить в литературе иллю​страции обсуждаемых
понятий

31.

Патриот и гражданин

1

0

0

Осознанно раскрывать понятия «патриот», «патриотизм», «гражданин»,
«гражданственность». Выделять главное в тексте учебника. Соотносить
полученные знания с собственным опытом поведения, уметь
анализировать его

Составить предложения с
понятиями «патриот»;
«патриотизм»;
«гражданин»;
«гражданственность».;

http://festival.1september.ru/articles/600135/

32.

Заключительное
слово

1

0

0

Обобщать знания, полученные при изучении курса. Применять на
практике полученные знания. Уметь планировать свою работу.
Подводить её итоги, представлять результаты.

Защита проектов;

http://fcior.edu.ru

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0.25

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс/Шемшурина А.И.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
2022;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской
этики. Основы светской этики: метод. пособие к учеб. А. А. Шемшурина, Н. М. Брунчуковой, Р. Н.
Демина и др. «Основы светской этики» 4 кл. / И. Б. Катышева, К. В. Савченко, Т. Д. Шапошникова;
под ред. Т. Д. Шапошниковой. – М. : Дрофа, 2013. – 234 с.
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4—5 классы: справ, материалы
для общеобразовательных учреждений / Б. X. Бгажноков, О. В. Воскресенский, А. В. Глоцер и др.; под
ред. В. А. Тишкова, Т. Д. Шапошниковой. — М. : Просвещение, 2010.
Основы светской этики. 4 класс. Методическое пособие (И. Б. Катышева, К. В. Савченко, Т. Д.
Шапошникова; под ред. Т. Д. Шапошниковой)
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
festival.1september.ru/articles/
http://www.visaginart.narod.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Набор репродукций, аудио и видео материалы
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Компьютер. Интерактивная доска. Мультимедийный проектор.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».