МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
Отдел по образованию Администрации Палласовского муниципального района Волгоградской
области
МКОУ «Ромашковская СШ»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
руководитель МО
______________Букесова М.Н.
Протокол №1
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
______________Сабирова Л.Б.
______________Шулакова А.Г.
Протокол №1
Приказ №188
от "31" 08 2022 г.
от "31" 082022 г.
от "30" 082022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1356078)
учебного предмета
«Русский язык»
для 2 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Умарова Елизавета Николаевна
учитель начальных классов
п.Ромашки 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 2 классов на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы
начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приори‐
теты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении
во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство
познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает
значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно
таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных
возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных
сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский
язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и
социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности,
является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории
русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные
языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов,
мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение
русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и
духовнонравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе
речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения
младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной
культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами
являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование
ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов —
длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является
признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию
речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные
представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного
языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших
школьников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности,
отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и
правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по
совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное
чтение».
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», во 2 классе — 170 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего
школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на
материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут
востребованы в жизни.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно‐
нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения;
осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; пони‐
мание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной
и письменной речи как показателя общей культуры человека;
— овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием,
говорением, чтением, письмом;
— овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка:
фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка,
их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
— развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с
изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры.
Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира. Методы
познания языка: наблюдение, анализ.
Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и
безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих соглас ных звуков;
шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных
звуков, функции букв е, ё, ю, я; согласный звук [й’] и гласный звук [и] (повторение изученного в 1
классе). Парные и непарные по твёрдости — мягкости согласные звуки. Парные и непарные по
звонкости — глухости согласные звуки. Качественная характеристика звука: гласный — согласный;
гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный
звонкий — глухой, парный — непарный. Функции ь: показатель мягкости предшествующего соглас‐
ного в конце и в середине слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после
гласных). Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных). Использование знания
алфавита при работе со словарями. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак
переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного).
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами
современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учеб‐
нике). Использование отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения
практических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление).
Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или
уточнение значения с помощью толкового словаря. Однозначные и многозначные слова (простые
случаи, наблюдение). Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных
(родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи). Окончание как изменяемая
часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых
слов. Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение).
Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употребление в
речи. Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и др.),
употребление в речи. Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?»,
«какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи. Предлог. Отличие предлогов от приставок.
Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение). Предложение как единица
языка. Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной
речи одного из слов предложения (логическое ударение). Виды предложений по цели высказывания:
повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Виды предложений по
эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения.
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички
животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта
морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под
ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил правописания, изученных в 1
классе). Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения орфографической
задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря
учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке соб‐
ственных и предложенных текстов. Орфографическая зоркость как осознание места возможного
возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения
орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфо‐
графического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и
самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
· разделительный мягкий знак;
· сочетания чт, щн, нч;
· проверяемые безударные гласные в корне слова;
· парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
· непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
· прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных,
географические названия;
· раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного
решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного
мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.).
Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и
орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить
к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа по личным
наблюдениям и вопросам. Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте;
последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема текста.
Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность
частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление).
Поздравление и поздравительная открытка. Понимание текста: развитие умения формулировать
простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с
соблюдением правильной интонации.
Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка во 2 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение
русского языка, отражающего историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли
русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе
через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
художественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелатель ности, в том числе с использованием
адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в
искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в
процессе языкового образования;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из
художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям,
возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность
в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать
основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак,
лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
— объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи,
предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
— находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного
учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
— устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом,
делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой
ситуации;
— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях.
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой
информации, для уточнения;
— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в словарях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете
(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и
дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии
с речевой ситуацией;
— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о
результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные
учебные действия.
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
— соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно
оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно
разрешать конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы;
—
—
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
— осознавать язык как основное средство общения;
— характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный
парный/непарный по твёрдости/мягкости; согласный парный/непарный по звонкости/глухости;
— определять количество слогов в слове (в том числе при стечении согласных); делить слово на
слоги;
— устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций
букв е, ё, ю, я;
— обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова;
— находить однокоренные слова;
— выделять в слове корень (простые случаи);
— выделять в слове окончание;
— выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять
значение по учебным словарям; случаи употребления синонимов и антонимов (без называния
терминов);
— распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?»,
«что?»;
— распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и др.;
— распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
— определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
— находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
— применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч;
проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических
названиях; раздельное написание предлогов с именами существительными, разделительный мягкий
знак;
— правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом
не более 50 слов;
— писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не
более 45 слов с учётом изученных правил правописания;
— находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
— пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;
— строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2—4 предложения на
определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
— формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1
—2 предложения);
— составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;
— определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
— составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
— писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на
вопросы;
—
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
всего
контрольные практические
работы
работы
Дата
Виды деятельности
изучения
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Общие сведения о языке
1.1.
Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры.
Многообразие языкового пространства России и мира (первоначальные представления).
0.5
0
0
Коллективное формулирование
вывода о языке как основном
средстве человеческого общения и
явлении национальной культуры;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
1.2.
Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение, анализ
0.5
0
0
Обсуждение сведений о
многообразии языков в Российской
Федерации;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
Итого по разделу:
1
Раздел 2. Фонетика и графика
2.1.
Повторение изученного в 1 классе: смыслоразличительная функция звуков; различение звуков
и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных
звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’],
[щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я;
согласный звук [й’] и гласный звук [и].
1
0
0
Работа со схемой «Звуки русского
языка», характеристика звуков
речи с опорой на схему;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
2.2.
Парные и непарные по твёрдости — мягкости согласные звуки. Парные и непарные по
звонкости — глухости согласные звуки. Качественная характеристика звука: гласный —
согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный —
непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный.
1
0
0
Работа в парах: соотнесение звука
(выбирая из ряда предложенных) и
его качественной характеристики;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
2.3.
Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова;
разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь.
1
0
0
Дидактическая игра «Определи
звук по его характеристике»;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
2.4.
Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я
(в начале слова и после гласных).
1
0
0
Работа в парах: соотнесение звука
(выбирая из ряда предложенных) и
его качественной характеристики;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
2.5.
Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных).
0.5
0
0
Работа в парах: соотнесение звука
(выбирая из ряда предложенных) и
его качественной характеристики;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
2.6.
Использование знания алфавита при работе со словарями.
0.5
0
0
Самостоятельная работа:
группировка слов по заданному
основанию (ударение на первом,
втором или третьем слоге);
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru
2.7.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса,
абзаца (красной строки), пунктуационных знаков (в пределах изученного)
Итого по разделу:
1
0
0
Игра-соревнование «Приведи
пример звука» (в ходе игры
необходимо приводить примеры
гласных звуков, твёрдых/ мягких,
звонких/глухих согласных; парных
и непарных по твёрдости —
мягкости согласных звуков;
парных и непарных по звонкости
— глухости согласных звуков);
Диктант;
https://resh.edu.ru
6
Раздел 3. Лексика
3.1.
Понимание слова как единства звучания и значения. Лексическое значение слова (общее
представление).
1
0
0
Работа с записями на доске:
нахождение ошибок в объяснении
лексического значения слов;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru
3.2.
Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту
или уточнение значения с помощью толкового словаря.
3
0
0
Работа в группах: наблюдение за
значением слов в тексте,
установление значения слова с
опорой на текст;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
3.3.
Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение)
3
0
0
Творческое задание: составить
кроссворд, часть слов объяснить с
помощью рисунков, часть слов — с
помощью лексического значения
слова;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
3.4.
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов
3
1
0
Работа в парах: подбор антонимов
к предложенным словам;
Диктант;
https://resh.edu.ru
Итого по разделу:
10
Раздел 4. Состав слова (морфемика)
4.1.
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки
однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов,
однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые
случаи)
6
0
0
Работа с записями на доске:
Письменный
сопоставление однокоренных слов контроль;
и выявление различий между ними
в значении и в буквенной записи
(среди родственных слов есть
несколько слов с суффиксами,
например, это может быть ряд гора,
горка, горочка, горный, гористый);
https://resh.edu.ru
4.2.
Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания.
Различение изменяемых и неизменяемых слов
4
0
0
Работа с понятием «окончание»:
анализ предложенного в учебнике
определения;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
4.3.
Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение)
4
1
0
Наблюдение за изменением формы
слова;
Диктант;
https://resh.edu.ru
Итого по разделу:
Раздел 5. Морфология
14
5.1.
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употреб‐
ление в речи
5
1
0
Наблюдение за лексическим
значением имён существительных;
Диктант;
https://resh.edu.ru
5.2.
Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и др.),
употребление в речи
5
1
0
Упражнение: распределение
глаголов на две группы в зави‐
симости от того, на какой вопрос
отвечают: «что делать?» или «что
сделать?»;
Контрольная
работа;
https://resh.edu.ru
5.3.
Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?», «какая?», «какое?»,
«какие?»), употребление в речи
5
1
0
Работа в парах: распределение
имён прилагательных на три
группы в зависимости от того, на
какой вопрос отвечают:«какой?»,
«какое?», «какая?»;
Диктант;
https://resh.edu.ru
5.4.
Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые предлоги: в, на, из,
без, над, до, у, о, об и др.
4
1
0
Учебный диалог «Чем похожи и
чем различаются предлоги и
приставки?»;
Зачет;
https://resh.edu.ru
Итого по разделу:
19
Раздел 6. Синтаксис
6.1.
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).
Предложение как единица языка.
1
0
0
Наблюдение за связью слов в
предложении;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
6.2.
Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной
речи одного из слов предложения (логическое ударение)
3
0
0
Упражнение: запись предложений
с употреблением слов в
предложениях в нужной форме (с
опорой на собственный речевой
опыт);
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
6.3.
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные,
побудительные предложения.
3
0
0
Составление таблицы «Виды
предложений по цели высказы‐
вания», подбор примеров;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
6.4.
Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и
невосклицательные предложения
1
1
0
Работа в парах: сопоставление
предложений, различающихся по
эмоциональной окраске,
произношение предложений с
соответствующей интонацией;
Диктант;
https://resh.edu.ru
0
0
Упражнения на закрепление
правила написания сочетаний жи,
ши, ча, ща, чу, щу; чк, чн.
Взаимопроверка. Осуществление
самоконтроля использования
правила;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
Итого по разделу:
8
Раздел 7. Орфография и пунктуация
7.1.
Повторение правил право-писания, изученных в 1 классе: прописная буква в начале
предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных); знаки препинания
в конце предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного членения
слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща,
чу, щу; сочетания чк, чн.
5
7.2.
Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки.
7
1
0
Наблюдение за языковым
материалом: формулирование на
основе анализа предложенного
материала ответа на вопрос,
связанный с правилом переноса
слов, уточнение правила переноса
слов (буквы й, ь, ъ);
Диктант;
https://resh.edu.ru
7.3.
Понятие орфограммы.
8
1
0
Наблюдение за языковым
Диктант;
материалом (слова с безударными
гласными в корне слова или слова с
парными по звонкости — глухости
согласными на конце слова):
знакомство с понятием
«орфограмма»;
https://resh.edu.ru
7.4.
Использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места
орфограммы в слове.
8
1
0
Работа с таблицей (в одном
столбце слова разделены по
слогам, в другом столбце эти же
слова разделены для переноса):
сопоставление различия деления
слов на слоги и для переноса,
объяснение разницы;
https://resh.edu.ru
7.5.
Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания
слова.
5
0
0
Наблюдение за языковым
Письменный
материалом (слова с безударными
контроль;
гласными в корне слова или слова с
парными по звонкости — глухости
согласными на конце слова):
знакомство с понятием
«орфограмма»;
https://resh.edu.ru
7.6.
Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов.
7
1
0
Работа в парах: аргументировать
написание в тексте слов с
изученными орфограммами;
Контрольная
работа;
https://resh.edu.ru
7.7.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- разделительный мягкий знак;
- сочетания чт, щн, нч;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
- прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных,
географические названия;
- раздельное написание предлогов с именами существительными
10
1
0
Наблюдение за языковым
материалом: формулирование на
основе анализа предложенного
материала ответа на вопрос,
связанный с правилом переноса
слов, уточнение правила переноса
слов (буквы й, ь, ъ);
Диктант;
https://resh.edu.ru
0
0
Самонаблюдение с целью оценить
собственную речевую культуру во
время повседневного общения;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
Итого по разделу:
Диктант;
50
Раздел 8. Развитие речи
8.1.
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для
эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для
выражения собственного мнения). Овладение основными умениями ведения разговора
(начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Практическое овладение
диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм
в ситуациях учебного и бытового общения.
4
8.2.
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при
проведении парной и групповой работы
3
0
0
Наблюдение за нормами речевого
этикета;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
8.3.
Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа по
личным наблюдениям и вопросам
5
0
0
Обсуждение различных текстов‐
описаний (художественных,
научных описаний): выявление
сходства и различий;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
8.4.
Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность
предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли.
3
1
0
Наблюдение за текстом‐
повествованием и установление его
особенностей;
Диктант;
https://resh.edu.ru
8.5.
Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам.
Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным
порядком предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное
ознакомление).
4
1
0
Творческое задание: создать плакат
с правилами участия в диалоге
(умение слышать, точно
реагировать на
реплики,поддерживать разговор,
приводить доводы);
Контрольная
работа;
https://resh.edu.ru
8.6.
Знакомство с жанром поздравления.
2
0
0
Творческое задание: создание
текста поздравительной открытки
(выбор повода для поздравления
определяется самими учащимися);
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
8.7.
Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации,
содержащейся в тексте.
2
1
0
Работа в парах: различение текста и Зачет;
«не текста», аргументация своей
точки зрения;
8.8.
Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации.
Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы
7
2
0
Устный рассказ об этой картине;
17
0
Итого по разделу:
30
Резервное время
32
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
170
Диктант;
https://resh.edu.ru
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы
Дата
Виды, формы
изучения контроля
1.
Язык как основное средство
1
человеческого общения и
явление национальной
культуры. Многообразие
языкового пространства России
и мира (первоначальные
представления).0.500Укажите
периодУкажите вид
деятельностиВыберите
вид/форму контроляУкажите
образовательные
ресурсы1.2.Знакомство с
различными методами познания
языка: наблюдение, анализ
0
0
Устный опрос;
письменная работа;
2.
Повторение изученного в 1
классе: смыслоразличительная
функция звуков; различение
звуков и букв; различение
ударных и безударных гласных
звуков, твёрдых и мягких
согласных звуков, звонких и
глухих согласных звуков;
шипящие согласные звуки [ж],
[ш], [ч’], [щ’]; обозначение на
письме твёрдости и мягкости
согласных звуков, функции
букв е, ё, ю, я; согласный звук
[й’] и гласный звук [и].
1
0
0
Устный опрос;
фронтальная;
3.
Парные и непарные по
1
твёрдости — мягкости
согласные звуки. Парные и
непарные по звонкости —
глухости согласные
звуки. Качественная
характеристика звука: гласный
— согласный; гласный ударный
— безударный; согласный
твёрдый — мягкий, парный —
непарный; согласный звонкий
— глухой, парный — непарный.
0
0
текущий;
самопроверка;
4.
Функции ь: показатель
1
мягкости предшествующего
согласного в конце и в середине
слова;
разделительный. Использование
на письме разделительных ъ и ь.
0
0
Устный опрос;
индивидуальная;
5.
Установление соотношения
1
звукового и буквенного состава
в словах с буквами е, ё, ю,
я (в начале слова и после
гласных).
0
0
Устный опрос;
письменная работа;
6.
Деление слов на слоги (в том
числе при стечении
согласных).Использование
знания алфавита при работе со
словарём.
1
0
0
Устный опрос;
письменная работа;
7.
Использование небуквенных
1
графических средств: пробела
между словами, знака переноса,
абзаца (красной строки),
пунктуационных знаков (в
пределах изученного)
0
0
Устный опрос;
письменная работа;
8.
Понимание слова как единства
звучания и значения.
Лексическое значение слова
(общее представление).
1
0
0
Устный опрос;
письменная работа;
9.
Выявление слов, значение
1
которых требует уточнения.
Определение значения слова по
тексту или уточнение значения
с помощью толкового словаря.
0
0
Устный опрос;
письменная работа;
10.
Выявление слов, значение
1
которых требует уточнения.
Определение значения слова по
тексту или уточнение значения
с помощью толкового словаря.
0
0
Устный опрос;
письменная работа;
11.
Выявление слов, значение
1
которых требует уточнения.
Определение значения слова по
тексту или уточнение значения
с помощью толкового словаря.
0
0
Устный опрос;
письменная работа;
12.
Однозначные и многозначные
слова (простые случаи,
наблюдение)
0
0
Устный опрос;
письменная работа;
1
13.
Однозначные и многозначные
слова (простые случаи,
наблюдение)
1
0
0
Устный опрос;
письменная работа;
14.
Однозначные и многозначные
слова (простые случаи,
наблюдение)
1
0
0
Устный опрос;
письменная работа;
15.
Наблюдение за использованием 1
в речи синонимов, антонимов
0
0
текущий;
письменная работа;
16.
Наблюдение за использованием 1
в речи синонимов, антонимов
0
0
Устный опрос;
самопроверка;
письменная работа;
17.
Наблюдение за использованием 1
в речи синонимов, антонимов
0
0
Устный опрос;
письменная работа;
18.
Корень как обязательная часть 1
слова. Однокоренные
(родственные) слова. Признаки
однокоренных (родственных)
слов. Различение однокоренных
слов и синонимов,
однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями.
Выделение в словах корня
(простые случаи)
0
0
текущий;
устный рассказ по
картине;
19.
Корень как обязательная часть 1
слова. Однокоренные
(родственные) слова. Признаки
однокоренных (родственных)
слов. Различение однокоренных
слов и синонимов,
однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями.
Выделение в словах корня
(простые случаи)
1
0
Контрольная
работа;
тематический;
20.
Корень как обязательная часть 1
слова. Однокоренные
(родственные) слова. Признаки
однокоренных (родственных)
слов. Различение однокоренных
слов и синонимов,
однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями.
Выделение в словах корня
(простые случаи)
0
0
Комбинированный;
фронтальная;
21.
Корень как обязательная часть 1
слова. Однокоренные
(родственные) слова. Признаки
однокоренных (родственных)
слов. Различение однокоренных
слов и синонимов,
однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями.
Выделение в словах корня
(простые случаи)
0
0
Устный опрос;
письменная работа;
22.
Корень как обязательная часть 1
слова. Однокоренные
(родственные) слова. Признаки
однокоренных (родственных)
слов. Различение однокоренных
слов и синонимов,
однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями.
Выделение в словах корня
(простые случаи)
0
0
Устный опрос;
текущий;
письменная работа;
23.
Корень как обязательная часть 1
слова. Однокоренные
(родственные) слова. Признаки
однокоренных (родственных)
слов. Различение однокоренных
слов и синонимов,
однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями.
Выделение в словах корня
(простые случаи)
0
0
Устный опрос;
письменная работа;
24.
Окончание как изменяемая
часть слова. Изменение формы
слова с помощью окончания.
Различение изменяемых и
неизменяемых слов
1
0
0
Устный опрос;
текущий;
письменная работа;
25.
Окончание как изменяемая
часть слова. Изменение формы
слова с помощью окончания.
Различение изменяемых и
неизменяемых слов
1
0
0
Устный опрос;
письменная работа;
26.
Окончание как изменяемая
часть слова. Изменение формы
слова с помощью окончания.
Различение изменяемых и
неизменяемых слов
1
1
0
Диктант;
27.
Окончание как изменяемая
часть слова. Изменение формы
слова с помощью окончания.
Различение изменяемых и
неизменяемых слов
1
0
0
Устный опрос;
письменная работа;
изложение текста;
28.
Суффикс как часть слова
(наблюдение). Приставка как
часть слова (наблюдение)
1
0
0
Устный опрос;
29.
Суффикс как часть слова
(наблюдение). Приставка как
часть слова (наблюдение)
1
0
0
Устный опрос;
текущий;
письменная работа;
30.
Суффикс как часть слова
(наблюдение). Приставка как
часть слова (наблюдение)
1
0
0
Устный опрос;
письменная работа;
31.
Суффикс как часть слова
(наблюдение). Приставка как
часть слова (наблюдение)
1
1
0
Диктант;
32.
Имя существительное
(ознакомление): общее
значение, вопросы («кто?»,
«что?»), употребление в речи
1
0
0
Устный опрос;
Письменный
контроль;
33.
Имя существительное
(ознакомление): общее
значение, вопросы («кто?»,
«что?»), употребление в речи
1
0
0
Устный опрос;
34.
Имя существительное
(ознакомление): общее
значение, вопросы («кто?»,
«что?»), употребление в речи
1
0
0
Письменный
контроль;
35.
Имя существительное
(ознакомление): общее
значение, вопросы («кто?»,
«что?»), употребление в речи
1
0
0
Письменный
контроль;
36.
Имя существительное
(ознакомление): общее
значение, вопросы («кто?»,
«что?»), употребление в речи
1
0
0
Письменный
контроль;
37.
Глагол (ознакомление): общее
значение, вопросы («что
делать?», «что сделать?» и др.),
употребление в речи
1
1
0
Диктант;
38.
Глагол (ознакомление): общее
значение, вопросы («что
делать?», «что сделать?» и др.),
употребление в речи
1
0
0
Устный опрос;
39.
Глагол (ознакомление): общее
значение, вопросы («что
делать?», «что сделать?» и др.),
употребление в речи
1
0
0
Устный опрос;
Письменный
контроль;
40.
Глагол (ознакомление): общее
значение, вопросы («что
делать?», «что сделать?» и др.),
употребление в речи
1
0
0
Письменный
контроль;
41.
Глагол (ознакомление): общее
значение, вопросы («что
делать?», «что сделать?» и др.),
употребление в речи
1
0
0
Письменный
контроль;
42.
Имя прилагательное
(ознакомление): общее
значение, вопросы («какой?»,
«какая?», «какое?», «какие?»),
употребление в речи
1
0
0
Письменный
контроль;
43.
Имя прилагательное
(ознакомление): общее
значение, вопросы («какой?»,
«какая?», «какое?», «какие?»),
употребление в речи
1
0
0
Практическая
работа;
44.
Имя прилагательное
(ознакомление): общее
значение, вопросы («какой?»,
«какая?», «какое?», «какие?»),
употребление в речи
1
0
0
Устный опрос;
45.
Имя прилагательное
(ознакомление): общее
значение, вопросы («какой?»,
«какая?», «какое?», «какие?»),
употребление в речи
1
0
0
Письменный
контроль;
46.
Имя прилагательное
(ознакомление): общее
значение, вопросы («какой?»,
«какая?», «какое?», «какие?»),
употребление в речи
1
1
0
Диктант;
47.
Предлог. Отличие предлогов от 1
приставок. Наиболее
распространённые предлоги: в,
на, из, без, над, до, у, о, об и др.
0
0
Устный опрос;
Письменный
контроль;
48.
Предлог. Отличие предлогов от 1
приставок. Наиболее
распространённые предлоги: в,
на, из, без, над, до, у, о, об и др.
0
0
Устный опрос;
Письменный
контроль;
49.
Предлог. Отличие предлогов от 1
приставок. Наиболее
распространённые предлоги: в,
на, из, без, над, до, у, о, об и др.
0
0
Письменный
контроль;
50.
Предлог. Отличие предлогов от 1
приставок. Наиболее
распространённые предлоги: в,
на, из, без, над, до, у, о, об и др.
0
0
Тестирование;
51.
Порядок слов в предложении;
связь слов в предложении
(повторение).Предложение как
единица языка.
1
0
0
Устный опрос;
52.
Предложение и слово. Отличие
предложения от слова.
Наблюдение за выделением в
устной речи одного из слов
предложения (логическое
ударение)
1
1
0
Диктант;
53.
Предложение и слово. Отличие
предложения от слова.
Наблюдение за выделением в
устной речи одного из слов
предложения (логическое
ударение)
1
0
0
Письменный
контроль;
54.
Предложение и слово. Отличие
предложения от слова.
Наблюдение за выделением в
устной речи одного из слов
предложения (логическое
ударение)
1
0
0
Устный опрос;
Письменный
контроль;
55.
Виды предложений по цели
высказывания:
повествовательные,
вопросительные,
побудительные предложения.
1
0
0
Письменный
контроль;
56.
Виды предложений по цели
высказывания:
повествовательные,
вопросительные,
побудительные предложения.
1
0
0
Устный опрос;
Письменный
контроль;
57.
Виды предложений по цели
высказывания:
повествовательные,
вопросительные,
побудительные предложения.
1
0
0
Практическая
работа;
58.
Виды предложений по
1
эмоциональной окраске (по
интонации): восклицательные и
невосклицательные
предложения
0
0
Зачет;
59.
Повторение правил правописания, изученных в 1 классе:
прописная буква в начале
предложения и в именах
собственных (имена, фамилии,
клички животных); знаки
препинания в конце
предложения; перенос слов со
строки на строку (без учёта
морфемного членения слова);
гласные после шипящих в
сочетаниях жи, ши (в
положении под ударением), ча,
ща, чу, щу; сочетания чк, чн.
1
0
0
Устный опрос;
Письменный
контроль;
60.
Повторение правил правописания, изученных в 1 классе:
прописная буква в начале
предложения и в именах
собственных (имена, фамилии,
клички животных); знаки
препинания в конце
предложения; перенос слов со
строки на строку (без учёта
морфемного членения слова);
гласные после шипящих в
сочетаниях жи, ши (в
положении под ударением), ча,
ща, чу, щу; сочетания чк, чн.
1
0
0
Письменный
контроль;
61.
Повторение правил правописания, изученных в 1 классе:
прописная буква в начале
предложения и в именах
собственных (имена, фамилии,
клички животных); знаки
препинания в конце
предложения; перенос слов со
строки на строку (без учёта
морфемного членения слова);
гласные после шипящих в
сочетаниях жи, ши (в
положении под ударением), ча,
ща, чу, щу; сочетания чк, чн.
1
0
0
Письменный
контроль;
62.
Повторение правил правописания, изученных в 1 классе:
прописная буква в начале
предложения и в именах
собственных (имена, фамилии,
клички животных); знаки
препинания в конце
предложения; перенос слов со
строки на строку (без учёта
морфемного членения слова);
гласные после шипящих в
сочетаниях жи, ши (в
положении под ударением), ча,
ща, чу, щу; сочетания чк, чн.
1
0
0
Письменный
контроль;
63.
Повторение правил правописания, изученных в 1 классе:
прописная буква в начале
предложения и в именах
собственных (имена, фамилии,
клички животных); знаки
препинания в конце
предложения; перенос слов со
строки на строку (без учёта
морфемного членения слова);
гласные после шипящих в
сочетаниях жи, ши (в
положении под ударением), ча,
ща, чу, щу; сочетания чк, чн.
1
0
0
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
64.
Формирование
орфографической зоркости:
осознание места возможного
возникновения
орфографической ошибки.
1
0
0
Устный опрос;
Письменный
контроль;
65.
Формирование
орфографической зоркости:
осознание места возможного
возникновения
орфографической ошибки.
1
0
0
Письменный
контроль;
66.
Формирование
орфографической зоркости:
осознание места возможного
возникновения
орфографической ошибки.
1
0
0
Письменный
контроль;
67.
Формирование
орфографической зоркости:
осознание места возможного
возникновения
орфографической ошибки.
1
0
0
Письменный
контроль;
68.
Формирование
орфографической зоркости:
осознание места возможного
возникновения
орфографической ошибки.
1
0
0
Письменный
контроль;
69.
Формирование
орфографической зоркости:
осознание места возможного
возникновения
орфографической ошибки.
1
0
0
Устный опрос;
Письменный
контроль;
70.
Формирование
орфографической зоркости:
осознание места возможного
возникновения
орфографической ошибки.
1
0
0
Устный опрос;
Письменный
контроль;
71.
Понятие орфограммы.
1
0
0
Устный опрос;
72.
Понятие орфограммы.
1
0
0
Устный опрос;
Письменный
контроль;
73.
Понятие орфограммы.
1
0
0
Письменный
контроль;
74.
Понятие орфограммы.
1
1
0
Диктант;
75.
Понятие орфограммы.
1
0
0
Устный опрос;
Письменный
контроль;
76.
Понятие орфограммы.
1
0
0
Устный опрос;
Письменный
контроль;
77.
Понятие орфограммы.
1
0
0
Практическая
работа;
78.
Понятие орфограммы.
1
0
0
Тестирование;
79.
Использование различных
способов решения
орфографической задачи в
зависимости от места
орфограммы в слове.
1
0
0
Устный опрос;
Письменный
контроль;
80.
Использование различных
способов решения
орфографической задачи в
зависимости от места
орфограммы в слове.
1
0
0
Письменный
контроль;
81.
Использование различных
способов решения
орфографической задачи в
зависимости от места
орфограммы в слове.
1
0
0
Письменный
контроль;
82.
Использование различных
способов решения
орфографической задачи в
зависимости от места
орфограммы в слове.
1
0
0
Устный опрос;
Письменный
контроль;
83.
Использование различных
способов решения
орфографической задачи в
зависимости от места
орфограммы в слове.
1
0
0
Практическая
работа;
84.
Использование различных
способов решения
орфографической задачи в
зависимости от места
орфограммы в слове.
1
1
0
Диктант;
85.
Использование различных
способов решения
орфографической задачи в
зависимости от места
орфограммы в слове.
1
0
0
Практическая
работа;
86.
Использование различных
способов решения
орфографической задачи в
зависимости от места
орфограммы в слове.
1
0
0
Практическая
работа;
87.
Использование
орфографического словаря
учебника для определения
(уточнения) написания слова.
1
0
0
Практическая
работа;
88.
Использование
орфографического словаря
учебника для определения
(уточнения) написания слова.
1
1
0
Контрольная
работа;
89.
Использование
орфографического словаря
учебника для определения
(уточнения) написания слова.
1
0
0
Письменный
контроль;
90.
Использование
орфографического словаря
учебника для определения
(уточнения) написания слова.
1
0
0
Устный опрос;
Письменный
контроль;
91.
Использование
орфографического словаря
учебника для определения
(уточнения) написания слова.
1
0
0
Практическая
работа;
92.
Контроль и самоконтроль при
проверке собственных
и предложенных текстов.
1
0
0
Зачет;
93.
Контроль и самоконтроль при
проверке собственных
и предложенных текстов.
1
0
0
Письменный
контроль;
94.
Контроль и самоконтроль при
проверке собственных
и предложенных текстов.
1
0
0
Письменный
контроль;
95.
Контроль и самоконтроль при
проверке собственных
и предложенных текстов.
1
0
0
Письменный
контроль;
96.
Контроль и самоконтроль при
проверке собственных
и предложенных текстов.
1
0
0
Письменный
контроль;
97.
Контроль и самоконтроль при
проверке собственных
и предложенных текстов.
1
0
0
Письменный
контроль;
98.
Контроль и самоконтроль при
проверке собственных
и предложенных текстов.
1
0
0
Устный опрос;
Письменный
контроль;
99.
Ознакомление с правилами
1
правописания и их
применение:- разделительный
мягкий знак;- сочетания чт, щн,
нч;- проверяемые безударные
гласные в корне слова;- парные
звонкие и глухие согласные в
корне слова;- непроверяемые
гласные и согласные (перечень
слов в орфографическом
словаре учебника);- прописная
буква в именах собственных:
имена, фамилии, отчества
людей, клички животных,
географические названия;раздельное написание
предлогов с именами
существительными
0
0
Устный опрос;
Письменный
контроль;
100. Ознакомление с правилами
1
правописания и их
применение:- разделительный
мягкий знак;- сочетания чт, щн,
нч;- проверяемые безударные
гласные в корне слова;- парные
звонкие и глухие согласные в
корне слова;- непроверяемые
гласные и согласные (перечень
слов в орфографическом
словаре учебника);- прописная
буква в именах собственных:
имена, фамилии, отчества
людей, клички животных,
географические названия;раздельное написание
предлогов с именами
существительными
0
0
Письменный
контроль;
101. Ознакомление с правилами
1
правописания и их
применение:- разделительный
мягкий знак;- сочетания чт, щн,
нч;- проверяемые безударные
гласные в корне слова;- парные
звонкие и глухие согласные в
корне слова;- непроверяемые
гласные и согласные (перечень
слов в орфографическом
словаре учебника);- прописная
буква в именах собственных:
имена, фамилии, отчества
людей, клички животных,
географические названия;раздельное написание
предлогов с именами
существительными
0
0
Устный опрос;
Письменный
контроль;
102. Ознакомление с правилами
1
правописания и их
применение:- разделительный
мягкий знак;- сочетания чт, щн,
нч;- проверяемые безударные
гласные в корне слова;- парные
звонкие и глухие согласные в
корне слова;- непроверяемые
гласные и согласные (перечень
слов в орфографическом
словаре учебника);- прописная
буква в именах собственных:
имена, фамилии, отчества
людей, клички животных,
географические названия;раздельное написание
предлогов с именами
существительными
0
0
Практическая
работа;
103. Ознакомление с правилами
1
правописания и их
применение:- разделительный
мягкий знак;- сочетания чт, щн,
нч;- проверяемые безударные
гласные в корне слова;- парные
звонкие и глухие согласные в
корне слова;- непроверяемые
гласные и согласные (перечень
слов в орфографическом
словаре учебника);- прописная
буква в именах собственных:
имена, фамилии, отчества
людей, клички животных,
географические названия;раздельное написание
предлогов с именами
существительными
0
0
Практическая
работа;
104. Ознакомление с правилами
1
правописания и их
применение:- разделительный
мягкий знак;- сочетания чт, щн,
нч;- проверяемые безударные
гласные в корне слова;- парные
звонкие и глухие согласные в
корне слова;- непроверяемые
гласные и согласные (перечень
слов в орфографическом
словаре учебника);- прописная
буква в именах собственных:
имена, фамилии, отчества
людей, клички животных,
географические названия;раздельное написание
предлогов с именами
существительными
0
0
Практическая
работа;
105. Ознакомление с правилами
1
правописания и их
применение:- разделительный
мягкий знак;- сочетания чт, щн,
нч;- проверяемые безударные
гласные в корне слова;- парные
звонкие и глухие согласные в
корне слова;- непроверяемые
гласные и согласные (перечень
слов в орфографическом
словаре учебника);- прописная
буква в именах собственных:
имена, фамилии, отчества
людей, клички животных,
географические названия;раздельное написание
предлогов с именами
существительными
0
0
Практическая
работа;
106. Ознакомление с правилами
1
правописания и их
применение:- разделительный
мягкий знак;- сочетания чт, щн,
нч;- проверяемые безударные
гласные в корне слова;- парные
звонкие и глухие согласные в
корне слова;- непроверяемые
гласные и согласные (перечень
слов в орфографическом
словаре учебника);- прописная
буква в именах собственных:
имена, фамилии, отчества
людей, клички животных,
географические названия;раздельное написание
предлогов с именами
существительными
0
0
Практическая
работа;
107. Ознакомление с правилами
1
правописания и их
применение:- разделительный
мягкий знак;- сочетания чт, щн,
нч;- проверяемые безударные
гласные в корне слова;- парные
звонкие и глухие согласные в
корне слова;- непроверяемые
гласные и согласные (перечень
слов в орфографическом
словаре учебника);- прописная
буква в именах собственных:
имена, фамилии, отчества
людей, клички животных,
географические названия;раздельное написание
предлогов с именами
существительными
0
0
Практическая
работа;
108. Ознакомление с правилами
1
правописания и их
применение:- разделительный
мягкий знак;- сочетания чт, щн,
нч;- проверяемые безударные
гласные в корне слова;- парные
звонкие и глухие согласные в
корне слова;- непроверяемые
гласные и согласные (перечень
слов в орфографическом
словаре учебника);- прописная
буква в именах собственных:
имена, фамилии, отчества
людей, клички животных,
географические названия;раздельное написание
предлогов с именами
существительными
0
0
Практическая
работа;
109. Выбор языковых средств в
1
соответствии с целями
и условиями устного общения
для эффективного решения
коммуникативной задачи (для
ответа на заданный вопрос, для
выражения собственного
мнения). Овладение основными
умениями ведения разговора
(начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и
т. п.). Практическое овладение
диалогической формой речи.
Соблюдение норм речевого
этикета и орфоэпических норм
в ситуациях учебного
и бытового общения.
1
0
Диктант;
110. Выбор языковых средств в
1
соответствии с целями
и условиями устного общения
для эффективного решения
коммуникативной задачи (для
ответа на заданный вопрос, для
выражения собственного
мнения). Овладение основными
умениями ведения разговора
(начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и
т. п.). Практическое овладение
диалогической формой речи.
Соблюдение норм речевого
этикета и орфоэпических норм
в ситуациях учебного
и бытового общения.
0
0
Письменный
контроль;
111. Выбор языковых средств в
1
соответствии с целями
и условиями устного общения
для эффективного решения
коммуникативной задачи (для
ответа на заданный вопрос, для
выражения собственного
мнения). Овладение основными
умениями ведения разговора
(начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и
т. п.). Практическое овладение
диалогической формой речи.
Соблюдение норм речевого
этикета и орфоэпических норм
в ситуациях учебного
и бытового общения.
0
0
Письменный
контроль;
112. Выбор языковых средств в
1
соответствии с целями
и условиями устного общения
для эффективного решения
коммуникативной задачи (для
ответа на заданный вопрос, для
выражения собственного
мнения). Овладение основными
умениями ведения разговора
(начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и
т. п.). Практическое овладение
диалогической формой речи.
Соблюдение норм речевого
этикета и орфоэпических норм
в ситуациях учебного
и бытового общения.
0
0
Устный опрос;
Письменный
контроль;
113. Умение договариваться
1
и приходить к общему решению
в совместной деятельности при
проведении парной и групповой
работы
0
0
Практическая
работа;
114. Умение договариваться
1
и приходить к общему решению
в совместной деятельности при
проведении парной и групповой
работы
0
0
Практическая
работа;
115. Умение договариваться
1
и приходить к общему решению
в совместной деятельности при
проведении парной и групповой
работы
0
0
Практическая
работа;
116. Составление устного рассказа
по репродукции картины.
Составление устного рассказа
по личным наблюдениям и
вопросам
1
0
0
Практическая
работа;
117. Составление устного рассказа
по репродукции картины.
Составление устного рассказа
по личным наблюдениям и
вопросам
1
0
0
Устный опрос;
118. Составление устного рассказа
по репродукции картины.
Составление устного рассказа
по личным наблюдениям и
вопросам
1
1
0
Контрольная
работа;
119. Составление устного рассказа
по репродукции картины.
Составление устного рассказа
по личным наблюдениям и
вопросам
1
0
0
Устный опрос;
Письменный
контроль;
120. Составление устного рассказа
по репродукции картины.
Составление устного рассказа
по личным наблюдениям и
вопросам
1
0
0
Практическая
работа;
121. Текст. Признаки текста:
смысловое единство
предложений в тексте;
последовательность
предложений в тексте;
выражение в тексте
законченной мысли.
1
0
0
Устный опрос;
Письменный
контроль;
122. Текст. Признаки текста:
смысловое единство
предложений в тексте;
последовательность
предложений в тексте;
выражение в тексте
законченной мысли.
1
0
0
Письменный
контроль;
123. Текст. Признаки текста:
смысловое единство
предложений в тексте;
последовательность
предложений в тексте;
выражение в тексте
законченной мысли.
1
0
0
Практическая
работа;
124. Тема текста. Основная мысль.
1
Заглавие текста. Подбор
заголовков к предложенным
текстам. Последовательность
частей текста (абзацев).
Корректирование текстов с
нарушенным порядком
предложений и абзацев.Типы
текстов: описание,
повествование, рассуждение, их
особенности (первичное
ознакомление).
0
0
Практическая
работа;
125. Тема текста. Основная мысль.
1
Заглавие текста. Подбор
заголовков к предложенным
текстам. Последовательность
частей текста (абзацев).
Корректирование текстов с
нарушенным порядком
предложений и абзацев.Типы
текстов: описание,
повествование, рассуждение, их
особенности (первичное
ознакомление).
0
0
Письменный
контроль;
126. Тема текста. Основная мысль.
1
Заглавие текста. Подбор
заголовков к предложенным
текстам. Последовательность
частей текста (абзацев).
Корректирование текстов с
нарушенным порядком
предложений и абзацев.Типы
текстов: описание,
повествование, рассуждение, их
особенности (первичное
ознакомление).
0
0
Письменный
контроль;
127. Тема текста. Основная мысль.
1
Заглавие текста. Подбор
заголовков к предложенным
текстам. Последовательность
частей текста (абзацев).
Корректирование текстов с
нарушенным порядком
предложений и абзацев.Типы
текстов: описание,
повествование, рассуждение, их
особенности (первичное
ознакомление).
0
0
Письменный
контроль;
128. Знакомство с жанром
поздравления.
1
0
0
Практическая
работа;
129. Знакомство с жанром
поздравления.
1
0
0
Практическая
работа;
130. Понимание текста: развитие
1
умения формулировать простые
выводы на основе информации,
содержащейся в тексте.
0
0
Письменный
контроль;
131. Понимание текста: развитие
1
умения формулировать простые
выводы на основе информации,
содержащейся в тексте.
0
0
Письменный
контроль;
132. Выразительное чтение текста
вслух с соблюдением
правильной
интонации.Подробное
изложение повествовательного
текста объёмом 30—45 слов с
опорой на вопросы
1
0
0
Письменный
контроль;
133. Выразительное чтение текста
вслух с соблюдением
правильной
интонации.Подробное
изложение повествовательного
текста объёмом 30—45 слов с
опорой на вопросы
1
0
0
Практическая
работа;
134. Выразительное чтение текста
вслух с соблюдением
правильной
интонации.Подробное
изложение повествовательного
текста объёмом 30—45 слов с
опорой на вопросы
1
1
0
Диктант;
135. Выразительное чтение текста
вслух с соблюдением
правильной
интонации.Подробное
изложение повествовательного
текста объёмом 30—45 слов с
опорой на вопросы
1
0
0
Письменный
контроль;
136. Выразительное чтение текста
вслух с соблюдением
правильной
интонации.Подробное
изложение повествовательного
текста объёмом 30—45 слов с
опорой на вопросы
1
0
0
Устный опрос;
Письменный
контроль;
137. Выразительное чтение текста
вслух с соблюдением
правильной
интонации.Подробное
изложение повествовательного
текста объёмом 30—45 слов с
опорой на вопросы
1
0
0
Письменный
контроль;
138. Выразительное чтение текста
вслух с соблюдением
правильной
интонации.Подробное
изложение повествовательного
текста объёмом 30—45 слов с
опорой на вопросы
1
1
0
Диктант;
139. Парные и непарные по
1
твёрдости — мягкости
согласные звуки. Парные и
непарные по звонкости —
глухости согласные
звуки. Качественная
характеристика звука: гласный
— согласный; гласный ударный
— безударный; согласный
твёрдый — мягкий, парный —
непарный; согласный звонкий
— глухой, парный — непарный.
0
0
Устный опрос;
Письменный
контроль;
140. Функции ь: показатель
1
мягкости предшествующего
согласного в конце и в середине
слова;
разделительный. Использование
на письме разделительных ъ и ь.
0
0
Устный опрос;
Письменный
контроль;
141. Установление соотношения
1
звукового и буквенного состава
в словах с буквами е, ё, ю,
я (в начале слова и после
гласных).
0
0
Устный опрос;
Письменный
контроль;
142. Однозначные и многозначные
слова (простые случаи,
наблюдение)
1
0
0
Устный опрос;
143. Наблюдение за использованием 1
в речи синонимов, антонимов
1
0
Диктант;
144. Корень как обязательная часть 1
слова. Однокоренные
(родственные) слова. Признаки
однокоренных (родственных)
слов. Различение однокоренных
слов и синонимов,
однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями.
Выделение в словах корня
(простые случаи)
0
0
Устный опрос;
Письменный
контроль;
145. Корень как обязательная часть 1
слова. Однокоренные
(родственные) слова. Признаки
однокоренных (родственных)
слов. Различение однокоренных
слов и синонимов,
однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями.
Выделение в словах корня
(простые случаи)
1
0
Диктант;
146. Окончание как изменяемая
часть слова. Изменение формы
слова с помощью окончания.
Различение изменяемых и
неизменяемых слов
1
0
0
Устный опрос;
Письменный
контроль;
147. Суффикс как часть слова
(наблюдение). Приставка как
часть слова (наблюдение)
1
0
0
Устный опрос;
Письменный
контроль;
148. Имя существительное
(ознакомление): общее
значение, вопросы («кто?»,
«что?»), употребление в речи
1
0
0
Устный опрос;
149. Имя существительное
(ознакомление): общее
значение, вопросы («кто?»,
«что?»), употребление в речи
1
0
0
Устный опрос;
Письменный
контроль;
150. Имя существительное
(ознакомление): общее
значение, вопросы («кто?»,
«что?»), употребление в речи
1
0
0
Устный опрос;
Письменный
контроль;
151. Глагол (ознакомление): общее
значение, вопросы («что
делать?», «что сделать?» и др.),
употребление в речи
1
0
0
Устный опрос;
Письменный
контроль;
152. Глагол (ознакомление): общее
значение, вопросы («что
делать?», «что сделать?» и др.),
употребление в речи
1
0
0
Практическая
работа;
153. Глагол (ознакомление): общее
значение, вопросы («что
делать?», «что сделать?» и др.),
употребление в речи
1
0
0
Практическая
работа;
154. Имя прилагательное
(ознакомление): общее
значение, вопросы («какой?»,
«какая?», «какое?», «какие?»),
употребление в речи
1
0
0
Устный опрос;
Письменный
контроль;
155. Имя прилагательное
(ознакомление): общее
значение, вопросы («какой?»,
«какая?», «какое?», «какие?»),
употребление в речи
1
0
0
Практическая
работа;
156. Имя прилагательное
(ознакомление): общее
значение, вопросы («какой?»,
«какая?», «какое?», «какие?»),
употребление в речи
1
0
0
Практическая
работа;
157. Порядок слов в предложении;
связь слов в предложении
(повторение).Предложение как
единица языка.
1
0
0
Устный опрос;
Письменный
контроль;
158. Виды предложений по цели
высказывания:
повествовательные,
вопросительные,
побудительные предложения.
1
0
0
Тестирование;
159. Использование различных
способов решения
орфографической задачи в
зависимости от места
орфограммы в слове.
1
1
0
Диктант;
160. Использование различных
способов решения
орфографической задачи в
зависимости от места
орфограммы в слове.
1
0
0
Письменный
контроль;
161. Использование различных
способов решения
орфографической задачи в
зависимости от места
орфограммы в слове.
1
0
0
Практическая
работа;
162. Использование различных
способов решения
орфографической задачи в
зависимости от места
орфограммы в слове.
1
1
0
Письменный
контроль;
163. Ознакомление с правилами
1
правописания и их
применение:- разделительный
мягкий знак;- сочетания чт, щн,
нч;- проверяемые безударные
гласные в корне слова;- парные
звонкие и глухие согласные в
корне слова;- непроверяемые
гласные и согласные (перечень
слов в орфографическом
словаре учебника);- прописная
буква в именах собственных:
имена, фамилии, отчества
людей, клички животных,
географические названия;раздельное написание
предлогов с именами
существительными
0
0
Практическая
работа;
164. Ознакомление с правилами
1
правописания и их
применение:- разделительный
мягкий знак;- сочетания чт, щн,
нч;- проверяемые безударные
гласные в корне слова;- парные
звонкие и глухие согласные в
корне слова;- непроверяемые
гласные и согласные (перечень
слов в орфографическом
словаре учебника);- прописная
буква в именах собственных:
имена, фамилии, отчества
людей, клички животных,
географические названия;раздельное написание
предлогов с именами
существительными
0
0
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
165. Ознакомление с правилами
1
правописания и их
применение:- разделительный
мягкий знак;- сочетания чт, щн,
нч;- проверяемые безударные
гласные в корне слова;- парные
звонкие и глухие согласные в
корне слова;- непроверяемые
гласные и согласные (перечень
слов в орфографическом
словаре учебника);- прописная
буква в именах собственных:
имена, фамилии, отчества
людей, клички животных,
географические названия;раздельное написание
предлогов с именами
существительными
0
0
Письменный
контроль;
166. Ознакомление с правилами
1
правописания и их
применение:- разделительный
мягкий знак;- сочетания чт, щн,
нч;- проверяемые безударные
гласные в корне слова;- парные
звонкие и глухие согласные в
корне слова;- непроверяемые
гласные и согласные (перечень
слов в орфографическом
словаре учебника);- прописная
буква в именах собственных:
имена, фамилии, отчества
людей, клички животных,
географические названия;раздельное написание
предлогов с именами
существительными
0
0
Зачет;
167. Тема текста. Основная мысль.
1
Заглавие текста. Подбор
заголовков к предложенным
текстам. Последовательность
частей текста (абзацев).
Корректирование текстов с
нарушенным порядком
предложений и абзацев.Типы
текстов: описание,
повествование, рассуждение, их
особенности (первичное
ознакомление).
0
0
Практическая
работа;
168. Тема текста. Основная мысль.
1
Заглавие текста. Подбор
заголовков к предложенным
текстам. Последовательность
частей текста (абзацев).
Корректирование текстов с
нарушенным порядком
предложений и абзацев.Типы
текстов: описание,
повествование, рассуждение, их
особенности (первичное
ознакомление).
0
0
Тестирование;
169. Выразительное чтение текста
вслух с соблюдением
правильной
интонации.Подробное
изложение повествовательного
текста объёмом 30—45 слов с
опорой на вопросы
1
0
0
Письменный
контроль;
170. Выразительное чтение текста
вслух с соблюдением
правильной
интонации.Подробное
изложение повествовательного
текста объёмом 30—45 слов с
опорой на вопросы
1
0
0
Письменный
контроль;
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
170
17
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык (в 2 частях). Учебник. 2 класс. Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:В.П.Канакин " Проверочные работы по русскому языку" тетрадь для 2 класса
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные разработки по русскому языку 2 класс
Жиренко О.Л. "Фольклор на уроках русского языка"
Даль В " Пословицы русского народа"
Кувашова Н.Г. "Сочинения для учащихся 1-4кл"
Дьячкова Г.Т "Диктанты 1-4 классы"
Игнатьева Т.В. "Справочник. Русский язык-все правила"
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Электронное приложение к учебнику Русский язык 2 кл.
Интернет -ресурсы начальной школы
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ