МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
Отдел по образованию Администрации Палласовского муниципального района Волгоградской
области
МКОУ «Ромашковская СШ»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
руководитель МО
______________Букесова М.Н.
Протокол №1
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
______________Сабирова Л.Б.
______________Шулакова А.Г.
Протокол №1
Приказ №188
от "31" 08 2022 г.
от "31" 082022 г.
от "30" 082022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1351198)
учебного предмета
«Литературное чтение»
для 2 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Умарова Елизавета Николаевна
учитель начальных классов
п.Ромашки 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 2 класса на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы
начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает,
наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для
успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и
закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития
младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной
литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с
различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен
на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей
обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса
литературы.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления
литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения,
творческая деятельность.
В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие
возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных
произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических
ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся
представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения
на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих
способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с
дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями
детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе.
Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность
разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной
литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных
результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении
других предметов учебного плана начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который
изучается в основной школе.
На курс «Литературное чтение» во 2 классе отводится 136 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя,
мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и
саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни,
эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые
младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также
сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета
«Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут
востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и
решением следующих задач:
— формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому
чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
— достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
— осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного
творчества для всестороннего развития личности человека;
— первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и
произведений устного народного творчества;
— овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного
использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и
стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах);
устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки,
фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор;
литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет;
эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
— овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим
понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
О нашей Родине. Круг чтения: произведения о Родине (на примере не менее трёх стихотворений
И. С. Никитина, Ф. П. Савинова, А. А. Прокофьева, Н. М. Рубцова, С. А. Есенина и др.).
Патриотическое звучание произведений о родном крае и природе. Отражение в произведениях
нравственно-этических понятий: любовь к Родине, родному краю, Отечеству. Анализ заголовка,
соотнесение его с главной мыслью и идеей произведения. Иллюстрация к произведению как
отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы. Родины в изобразительном
искусстве (пейзажи И. И. Левитана, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова и др.).
Фольклор (устное народное творчество). Произведения малых жанров фольклора (потешки,
считалки, пословицы, скороговорки, небылицы, загадки по выбору). Шуточные фольклорные
произведения — скороговорки, небылицы. Особенности скороговорок, их роль в речи. Игра со
словом, «перевёртыш событий» как основа построения небылиц. Ритм и счёт — основные средства
выразительности и построения считалки. Народные песни, их особенности. Загадка как жанр
фольклора, тематические группы загадок. Сказка — выражение народной мудрости, нравственная
идея фольклорных сказок. Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные).
Особенности сказок о животных: сказки народов России. Бытовая сказка: герои, место действия,
особенности построения и языка. Диалог в сказке. Понятие о волшебной сказке (общее
представление): наличие присказки, постоянные эпитеты, волшебные герои. Фольклорные
произведения народов России: отражение в сказках народного быта и культуры.
Звуки и краски родной природы в разные времена года. Тема природы в разные времена года (осень,
зима, весна, лето) в произведениях литературы (по выбору, не менее пяти авторов). Эстетическое
восприятие явлений природы (звуки, краски времён года). Средства выразительности при описании
природы: сравнение и эпитет. Настроение, которое создаёт пейзажная лирика. Иллюстрация как
отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы «Времена года» в картинах
художников (на примере пейзажей И. И. Левитана, В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, И. И. Шишкина и
др.) и музыкальных произведениях (например, произведения П. И. Чайковского, А. Вивальди и
др.).
О детях и дружбе. Круг чтения: тема дружбы в художественном произведении (расширение круга
чтения: не менее четырёх произведений С. А. Баруздина, Н. Н. Носова, В. А. Осеевой, А. Гайдара, В.
П. Катаева, И. П. Токмаковой, В. Ю. Драгунского, В. В. Лунина и др.). Отражение в произведениях
нравственно-этических понятий: дружба, терпение, уважение, помощь друг другу. Главная мысль
произведения. Герой произведения (введение понятия «главный герой»), его характеристика
(портрет), оценка поступков.
Мир сказок. Фольклорная (народная) и литературная (авторская) сказка: «бродячие» сюжеты
(произведения по выбору, не менее четырёх). Фольклорная основа авторских сказок: сравнение
сюжетов, героев, особенностей языка (например, народная сказка «Золотая рыбка» и «Сказка о
рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, народная сказка «Морозко» и сказка «Мороз Иванович» В. Ф.
Одоевского). Тема дружбы в произведениях зарубежных авторов. Составление плана произведения:
части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения.
О братьях наших меньших. Жанровое многообразие произведений о животных (песни, загадки,
сказки, басни, рассказы, стихотворения; произведения по выбору, не менее пяти авторов). Дружба
людей и животных — тема литературы (произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, Е. И. Чарушина, В. В.
Бианки, Г. А. Скребицкого, В. В. Чаплиной, С. В. Михалкова, Б. С. Житкова, С. В. Образцова, М. М.
Пришвина и др.). Отражение образов животных в фольклоре (русские народные песни, загадки,
сказки). Герои стихотворных и прозаических произведений о животных. Описание животных в
художественном и научно-познавательном тексте. Приёмы раскрытия автором отношений людей и
животных. Нравственно-этические понятия: отношение человека к животным (любовь и забота).
Особенности басни как жанра литературы, прозаические и стихотворные басни (на примере
произведений И. А. Крылова, Л. Н. Толстого). Мораль басни как нравственный урок (поучение).
Знакомство с художниками-иллюстраторами, анималистами (без использования термина): Е. И.
Чарушин, В. В. Бианки.
О наших близких, о семье. Тема семьи, детства, взаимоотношений взрослых и детей в творчестве
писателей и фольклорных произведениях (по выбору). Отражение нравственных семейных ценностей
в произведениях о семье: любовь и сопереживание, уважение и внимание к старшему поколению,
радость общения и защищённость в семье. Тема художественных произведений: Международный
женский день, День Победы.
Зарубежная литература. Круг чтения: литературная (авторская) сказка (не менее двух
произведений): зарубежные писатели-сказочники (Ш. Перро, братья Гримм, Х.-К. Андерсен, Дж.
Родари и др.). Характеристика авторской сказки: герои, особенности построения и языка. Сходство
тем и сюжетов сказок разных народов. Тема дружбы в произведениях зарубежных авторов.
Составление плана художественного произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их
значение в раскрытии содержания произведения.
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Книга как
источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, аннотация,
иллюстрация. Выбор книг на основе рекомендательного списка, тематические картотеки библиотеки.
Книга учебная, художественная, справочная.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения во 2 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в
процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику
развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития
и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»
отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие
позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовнонравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и
отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление
интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание
естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к
прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к
традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений
выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого
человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других
моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности,
социального статуса, вероисповедания;
— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных
произведений в ситуации нравственного выбора;
— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и
систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
— проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным
видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной
деятельности;
— приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки
произведений фольклора и художественной литературы;
— понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств,
создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных,
отражённых в литературных произведениях;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира,
понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа
выражения мыслей, чувств, идей автора;
— овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
— потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами
литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности
и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы,
творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение
и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по
темам, жанрам и видам;
— находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать
нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по
предложенному алгоритму;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма;
— устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного
текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных учителем вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
— сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —
следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях;
работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила
информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия:
общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— готовить небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные
учебные действия:
самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному
предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области,
ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных
ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
— объяснять важность чтения для решения учебных задач и применения в различных
жизненных ситуациях: переходить от чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной
задачей, обращаться к разным видам чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое
выборочное, просмотровое выборочное), находить в фольклоре и литературных произведениях
отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться
в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
— читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по
восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не
менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания);
— читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 3
стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;
— различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного
произведения (ритм, рифма);
— понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и
формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;
— различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки,
небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и
художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни);
— владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и
главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения, составлять
план текста (вопросный, номинативный);
— описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и
выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь
между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного произведения по
предложенным критериям, характеризовать отношение автора к героям, его поступкам;
— объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря;
находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении;
— осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор, литературный герой,
тема, идея, заголовок, содержание произведения, сравнение, эпитет);
— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: понимать жанровую
принадлежность произведения, формулировать устно простые выводы, подтверждать свой ответ
примерами из текста;
— пересказывать (устно) содержание произведения подробно, выборочно, от лица героя, от
третьего лица;
— читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать
небольшие эпизоды из произведения;
— составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5
предложений);
— сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки, рассказы;
— ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, аннотации, иллюстрациям,
предисловию, условным обозначениям;
— выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя
картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
— использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в
соответствии с учебной задачей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
всего
контрольные практические
работы
работы
1.1.
О нашей Родине
6
0
0
1.2.
Фольклор (устное
народное творчество
16
0
1.3.
Звуки и краски родной
природы в разные
времена года (осень)
8
1.4.
О детях и дружбе
1.5.
Мир сказок
Дата
Виды деятельности
изучения
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Беседа на тему «Родина бывает разная, но у всех она одна… (З. Н. Александрова)», составление своего
высказывания по содержанию произведения (не менее 5 предложений);
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru
0
Упражнение в чтении вслух целыми словами малых жанров фольклора: потешек, считалок, скороговорок,
небылиц, загадок(по выбору);
Групповая работа: чтение скороговорок с увеличением темпа, проведение конкурса «Лучший чтец
скороговорок»;
Работа с текстом: анализ юмористических событий в небылицах, нахождение созвучных (рифмованных)
слов ;
Упражнение в чтении народных песен с учётом их назначения (колыбельные — спокойно, медленно, чтобы
убаюкать, хороводные — весело, радостно для передачи состояний разных явлений природы), выделение
ключевых слов;
Чтение загадок и объединение их по темам;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru
0
0
Слушание стихотворных произведений: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», Ф. И. Тютчев «Есть в
осени первоначальной…», А. Н. Плещеев «Осень», К. Д. Бальмонт «Осень», В. Я. Брюсов «Сухие листья,
сухие листья…», А. К. Толстой «Осень Обсыпается весь наш бедный сад…», Е. Ф. Трутнева «Осень», В. Ю.
Голяховский «Листопад», И. П. Токмакова «Опустел скворечник» (по выбору не менее пяти авторов),
выражение своего отношения к пейзажной лирике;
Обсуждение прослушанного произведения: ответ на вопрос «Какое настроение вызывает произведение?
Почему? С чем сравнивает поэт осенний лес?»;
Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении сравнений и эпитетов, выделение в тексте слов,
использованных в прямом и переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения,
объяснение образных слов и выражений, поиск значения слова по словарю;
Выразительное чтение с интонационным выделением знаков препинания, с соблюдением орфоэпических и
пунктуационных норм;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru
12
0
0
Рассказ о главном герое прочитанного произведения по предложенному алгоритму;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru
12
0
0
Работа в группах: выбор сказки, определение эпизода, распределение ролей, инсценирование отдельных
частей произведения;
Работа с книгами по теме «Сказки»: выбирать, называть, представлять книги с народными и авторскими
сказками;
Чтение книг с авторскими сказками: работа с предисловием, аннотацией, оглавлением, составление
выставки книг по изучаемой теме;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru
1.6.
Звуки и краски родной
природы в разные
времена года (зима)
12
0
0
Учебный диалог: знакомство с новым разделом, определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чём
ты узнаешь?»,«Чему ты будешь учиться?»;
Слушание стихотворных произведений о зимней природе: А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»,
«Зима! Крестьянин, торжествуя…», С. А. Есенин «Поёт зима — аукает…», Ф. И. Тютчев «Чародейкою
Зимою…», И. З. Суриков «Первый снег», И. А. Бунин «Зимним холодом пахнуло…», А. А. Прокофьев «Как
на горке, на горе…», З. Н. Александрова «Снежок», (по выбору 2—3 произведения), обсуждение
эмоционального состояния при восприятии описанных картин природы;
Чтение молча (про себя) небольших по объёму прозаических произведений о зиме, доступных для
восприятия младшими школьниками. Например, С. А. Иванов «Каким бывает снег», И. С. Соколов-Микитов
«Зима в лесу», «Узоры на снегу», М. М. Пришвин «Деревья в лесу» ;
Контроль восприятия произведения, прочитанного молча (про себя): ответы на вопросы по фактическому
содержанию текста;
Работа с текстом произведения: сравнение описаний зимней природы в стихотворных и повествовательных
текстах, объяснение образных слов и выражений, работа со словарём: поиск значения незнакомых слов,
нахождение в тексте сравнений и эпитетов, приведение примеров использования слов в прямом и
переносном значении, определение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма);
Чтение наизусть с интонационным выделением знаков препинания, с соблюдением орфоэпических и
пунктуационных норм стихотворения о зимней природе (1—2 по выбору);
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru
1.7.
О братьях наших
меньших
18
0
0
Слушание художественных произведений о животных и оценка своего эмоционального состояния при
восприятии произведения. Например, русская народная песня «Коровушка», стихотворения Н. М. Рубцова
«Про зайца», Саши Чёрного «Жеребёнок», Р. С. Сефа «Птенцы», В. Д. Берестова «Кошкин щенок», «С
фотоаппаратом», «Прощание с другом», С. В. Михалкова «Мой щенок», А. Л. Барто «Думают ли звери?»,
«Он был совсем один», И. М. Пивоваровой «Жила-была собака» и др.;
устный
опрос;
https://resh.edu.ru
1.8.
Звуки и краски родной
природы в разные
времена года (весна и
лето)
18
0
0
Обсуждение прослушанного произведения: ответ на вопрос «Какое настроение вызывает произведение?
Почему? Каковызвуки весеннего леса?»;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru
1.9.
О наших близких, о
семье
13
0
0
Характеристика героя: установление взаимосвязи между характером героя и его поступками, поиск
описания героя, оценка его поступков, нахождение в тексте средств изображения героев и выражения их
чувств, сравнение героев одного произведения по предложенному алгоритму;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru
1.10.
Зарубежная
литература
11
0
0
Пересказ (устно) содержания сказки выборочно;
Упражнение на узнавание по иллюстрациям названия сказок;
Работа в группах: выбор сказки, определение эпизода, распределение ролей, инсценирование отдельных
частей произведения Работа со схемой: обобщение информации о писателях-сказочниках, работа со схемой;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru
1.11.
Библиографическая
культура (работа с
детской книгой и
справочной
литературой)
2
0
0
Составление списка прочитанных книг;
Группировка книг по изученным разделам и темам;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru
0
0
Резервное время
8
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
136
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
1.
О нашей Родине
1
0
0
Устный опрос;
Беседа;
2.
О нашей Родине
1
0
0
Беседа;
3.
О нашей Родине
1
0
0
Устный опрос;
4.
О нашей Родине
1
0
0
Устный опрос;
5.
О нашей Родине
1
0
0
Проект;
6.
О нашей Родине
1
0
0
Устный опрос;
фронтальная;
парная;
7.
Фольклор (устное
народное творчество
1
0
0
Устный опрос;
фронтальная;
индивидуальная.;
8.
Фольклор (устное
народное творчество
1
0
0
Устный опрос;
парная;
9.
Фольклор (устное
народное творчество
1
0
0
Устный опрос;
фронтальная;
индивидуальная.;
10.
Фольклор (устное
народное творчество
1
0
0
Устный опрос;
фронтальная;
индивидуальная.;
11.
Фольклор (устное
народное творчество
1
0
0
Устный опрос;
групповая;
индивидуальная;
12.
Фольклор (устное
народное творчество
1
0
0
Зачет;
13.
Фольклор (устное
народное творчество
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
групповая.;
14.
Фольклор (устное
народное творчество
1
0
0
Устный опрос;
фронтальная;
индивидуальная.;
15.
Фольклор (устное
народное творчество
1
0
0
Устный опрос;
фронтальная;
групповая;
всего контрольные практические
работы
работы
Дата
Виды, формы
изучения контроля
16.
Фольклор (устное
народное творчество
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
индивидуальная;
17.
Фольклор (устное
народное творчество
1
0
0
Зачет;
индивидуальная.;
18.
Фольклор (устное
народное творчество
1
0
0
Устный опрос;
фронтальная;
групповая;
19.
Фольклор (устное
народное творчество
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
индивидуальная.;
20.
Фольклор (устное
народное творчество
1
0
0
Устный опрос;
фронтальная;
индивидуальная;
21.
Фольклор (устное
народное творчество
1
0
0
Устный опрос;
индивидуальная;
парная;
22.
Фольклор (устное
народное творчество
1
0
0
Устный опрос;
фронтальная;
индивидуальная;
23.
Звуки и краски родной
природы в разные
времена года (осень)
1
0
0
Устный опрос;
парная;
индивидуальная;
24.
Звуки и краски родной
природы в разные
времена года (осень)
1
0
0
Зачет;
индивидуальная;
25.
Звуки и краски родной
природы в разные
времена года (осень)
1
0
0
Устный опрос;
фронтальная;
групповая;
26.
Звуки и краски родной
природы в разные
времена года (осень)
1
0
0
Устный опрос;
индивидуальная;
27.
Звуки и краски родной
природы в разные
времена года (осень)
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
индивидуальная;
28.
Звуки и краски родной
природы в разные
времена года (осень)
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
фронтальная;
29.
Звуки и краски родной
природы в разные
времена года (осень)
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
групповая;
30.
Звуки и краски родной
природы в разные
времена года (осень)
1
0
0
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
беседа;
парная;
31.
О детях и дружбе
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
фронтальная;
32.
О детях и дружбе
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
индивидуальная;
33.
О детях и дружбе
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
фронтальная;
парная;
34.
О детях и дружбе
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
групповая;
35.
О детях и дружбе
1
0
0
Устный опрос;
групповая;
беседа;
36.
О детях и дружбе
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
фронтальная;
индивидуальная;
37.
О детях и дружбе
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
парная;
38.
О детях и дружбе
1
0
0
Зачет;
39.
О детях и дружбе
1
0
0
Тестирование;
индивидуальная;
40.
О детях и дружбе
1
0
0
Устный опрос;
фронтальная;
парная;
41.
О детях и дружбе
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
групповая;
42.
О детях и дружбе
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
фронтальная;
43.
Мир сказок
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
индивидуальная;
44.
Мир сказок
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
парная;
45.
Мир сказок
1
0
0
Устный опрос;
фронтальная;
46.
Мир сказок
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
групповая;
47.
Мир сказок
1
0
0
Устный опрос;
48.
Мир сказок
1
0
0
Зачет;
49.
Мир сказок
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
фронтальная;
50.
Мир сказок
1
0
0
Устный опрос;
парная;
беседа;
51.
Мир сказок
1
0
0
Устный опрос;
фронтальная;
52.
Мир сказок
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
индивидуальная;
53.
Мир сказок
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
групповая;
54.
Мир сказок
1
0
0
Устный опрос;
парная;
индивидуальная;
55.
Звуки и краски родной
природы в разные
времена года (зима)
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
фронтальная;
56.
Звуки и краски родной
природы в разные
времена года (зима)
1
0
0
Тестирование;
57.
Звуки и краски родной
природы в разные
времена года (зима)
1
0
0
Зачет;
58.
Звуки и краски родной
природы в разные
времена года (зима)
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
индивидуальная;
59.
Звуки и краски родной
природы в разные
времена года (зима)
1
0
0
Устный опрос;
фронтальная;
60.
Звуки и краски родной
природы в разные
времена года (зима)
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
групповая;
61.
Звуки и краски родной
природы в разные
времена года (зима)
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
индивидуальная;
62.
Звуки и краски родной
природы в разные
времена года (зима)
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
фронтальная;
63.
Звуки и краски родной
природы в разные
времена года (зима)
1
0
0
Устный опрос;
фронтальная;
64.
Звуки и краски родной
природы в разные
времена года (зима)
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
индивидуальная;
65.
Звуки и краски родной
природы в разные
времена года (зима)
1
0
0
Устный опрос;
фронтальная;
66.
Звуки и краски родной
природы в разные
времена года (зима)
1
0
0
Тестирование;
67.
О братьях наших
меньших
1
0
0
Зачет;
индивидуальная;
68.
О братьях наших
меньших
1
0
0
беседа;
фронтальная;
69.
О братьях наших
меньших
1
0
0
Устный опрос;
групповая;
парная;
70.
О братьях наших
меньших
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
фронтальная;
71.
О братьях наших
меньших
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
фронтальная;
72.
О братьях наших
меньших
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
индивидуальная;
73.
О братьях наших
меньших
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
парная;
74.
О братьях наших
меньших
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
групповая;
75.
О братьях наших
меньших
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
фронтальная;
76.
О братьях наших
меньших
1
0
0
Устный опрос;
индивидуальная;
парная;
77.
О братьях наших
меньших
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
фронтальная;
78.
О братьях наших
меньших
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
групповая;
79.
О братьях наших
меньших
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
фронтальная;
80.
О братьях наших
меньших
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
индивидуальная;
81.
О братьях наших
меньших
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
парная;
82.
О братьях наших
меньших
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
фронтальная;
83.
О братьях наших
меньших
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
фронтальная;
84.
О братьях наших
меньших
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
групповая;
85.
Звуки и краски родной
природы в разные
времена года (весна и
лето)
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
фронтальная;
парная;
86.
Звуки и краски родной
природы в разные
времена года (весна и
лето)
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
фронтальная;
групповая;
87.
Звуки и краски родной
природы в разные
времена года (весна и
лето)
1
0
0
Устный опрос;
индивидуальная;
88.
Звуки и краски родной
природы в разные
времена года (весна и
лето)
1
0
0
Контрольная
работа;
89.
Звуки и краски родной
природы в разные
времена года (весна и
лето)
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
фронтальная;
90.
Звуки и краски родной
природы в разные
времена года (весна и
лето)
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
индивидуальная;
91.
Звуки и краски родной
природы в разные
времена года (весна и
лето)
1
0
0
Устный опрос;
фронтальная;
92.
Звуки и краски родной
природы в разные
времена года (весна и
лето)
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
фронтальная;
93.
Звуки и краски родной
природы в разные
времена года (весна и
лето)
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
индивидуальная;
94.
Звуки и краски родной
природы в разные
времена года (весна и
лето)
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
групповая;
95.
Звуки и краски родной
природы в разные
времена года (весна и
лето)
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
парная;
индивидуальная;
96.
Звуки и краски родной
природы в разные
времена года (весна и
лето)
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
фронтальная;
97.
Звуки и краски родной
природы в разные
времена года (весна и
лето)
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
индивидуальная;
98.
Звуки и краски родной
природы в разные
времена года (весна и
лето)
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
парная;
групповая;
99.
Звуки и краски родной
природы в разные
времена года (весна и
лето)
1
0
0
Устный опрос;
100. Звуки и краски родной
природы в разные
времена года (весна и
лето)
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
фронтальная;
101. Звуки и краски родной
природы в разные
времена года (весна и
лето)
1
0
0
Контрольная
работа;
102. Звуки и краски родной
природы в разные
времена года (весна и
лето)
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
фронтальная;
103. О наших близких, о семье 1
0
0
Устный опрос;
беседа;
фронтальная;
104. О наших близких, о семье 1
0
0
Устный опрос;
беседа;
индивидуальная;
105. О наших близких, о семье 1
0
0
Устный опрос;
фронтальная;
106. О наших близких, о семье 1
0
0
Зачет;
107. О наших близких, о семье 1
0
0
Устный опрос;
беседа;
фронтальная;
108. О наших близких, о семье 1
0
0
Устный опрос;
беседа;
индивидуальная;
109. О наших близких, о семье 1
0
0
Контрольная
работа;
110. О наших близких, о семье 1
0
0
Устный опрос;
фронтальная;
111. О наших близких, о семье 1
0
0
Устный опрос;
беседа;
индивидуальная;
112. О наших близких, о семье 1
0
0
Устный опрос;
113. О наших близких, о семье 1
0
0
Устный опрос;
беседа;
фронтальная;
114. О наших близких, о семье 1
0
0
Устный опрос;
беседа;
групповая;
115. О наших близких, о семье 1
0
0
Устный опрос;
беседа;
групповая;
парная;
116. Зарубежная литература
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
фронтальная;
117. Зарубежная литература
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
фронтальная;
118. Зарубежная литература
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
иддивидуальная;
119. Зарубежная литература
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
фронтальная;
120. Зарубежная литература
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
фронтальная;
парная;
121. Зарубежная литература
1
0
0
Устный опрос;
фронтальная;
122. Зарубежная литература
1
0
0
Устный опрос;
фронтальная;
123. Зарубежная литература
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
индивидуальная;
124. Зарубежная литература
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
фронтальная;
125. Зарубежная литература
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
индивидуальная;
126. Зарубежная литература
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
фронтальная;
127. Библиографическая
1
культура (работа с
детской книгой и
справочной литературой)
0
0
Устный опрос;
беседа;
групповая;
128. Библиографическая
1
культура (работа с
детской книгой и
справочной литературой)
0
0
Устный опрос;
беседа;
фронтальная;
129. О нашей Родине
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
фронтальная;
групповая;
130. О детях и дружбе
1
0
0
Устный опрос;
131. Мир сказок
1
0
0
Устный опрос;
беседа;
индивидуальная;
132. О братьях наших
меньших
1
0
0
Контрольная
работа;
133. О братьях наших
меньших
1
0
0
Зачет;
134. О наших близких, о семье 1
0
0
Практическая
работа;
беседа;
индивидуальная;
135. О наших близких, о семье 1
0
0
Устный опрос;
беседа;
индивидуальная;
136. О наших близких, о семье 1
0
0
беседа;
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
0
0
136
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное чтение (в 2 частях).
Учебник. 2 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
С.В. Кузявина -Поурочные разработки
М.П. Филипченко "В мире природы, истории и литературы: сборник загадок . Волгоград:Учитель
О.Н.Крылова Литературное чтение. Итоговая аттестация. 2 класс
Н.В. Лабодина Чтение. 1-4 классы: тексты для проверки техники и выразительности чтения.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Интернет-ресурсы учителю начальной школы.
Детские песни, сказки, звуковые сказки.
Презентация уроков "Начальная школа"
Я иду на урок начальной школы. (материалы к уроку)
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Жанры русского народного творчества.
Народные сказки.
Литературные сказки.
Сказки русских писателей.
Фольклор народов России.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Телевизор.
Магнитофон
Аудиоцентр
Компьютер